График движения поездов в Украине претерпит кардинальные изменения. Впервые пассажиры смогут непосредственно оценить удобство движения таких столь разрекламированных новшеств от госмонополиста как поезда Hyundai и Skoda. Впрочем, это расписание готовит украинцам немало сюрпризов, которые придутся по душе далеко не всем. Новый график движения поездов включает в себя дневные экспрессы и отказ от прямого сообщения на ряде маршрутов с переходом на систему стыковок. В некоторых городах местные жители начали сбор подписей против отмены рейсов еще задолго до официальной публикации расписания на 2012-2013 годы. Однако для внедрения ускоренного дневного движения и сокращения оборота подвижного состава без таких мер не обойтись, считают в "Укрзализныце".

Ускоренное движение Документ предусматривает курсирование 298 пар поездов, тогда как год назад их число было на несколько десятков больше - 350. Количество пассажирских вагонов составит 4,5 тыс., тогда как год назад оно было на уровне 6 тыс. Заместитель генерального директора Госадминистрации железнодорожного транспорта Игорь Гладких объясняет: "Если поезд будет стоять не 10 часов в пункте оборота, а меньше, то он будет работать более продуктивно. Оборот состава будет 4,5 часа. Он за это время успеет приехать в начальный пункт. Поэтому мы уменьшим количество вагонов и сделаем большее количество работы".

Для этого "Укрзализныця" рассчитывает запустить на линии шесть новых девятивагонных электропоездов Hyundai, которые свяжут между собой города, принимающие Евро-2012. В частности, новый график предусматривает три пары таких поездов на маршруте Киев-Львов, три - на маршруте Киев-Харьков, а также два - на маршруте Киев-Донецк. При этом путь из Киева до Львова экспресс преодолеет без единой остановки. На направлении Киев-Харьков промежуточными пунктами станут Миргород и Полтава. На линии Киев-Донецк к Полтаве и Миргороду добавится Лозовая.

Правда, скоростные составы проходили испытания в очень сжатые сроки. А последние два были доставлены в Одесский порт 28 апреля и прибыли в Харьков только 6 мая. Но руководство "Укрзализныци" рассчитывает, что, несмотря на дефицит времени на испытания совершенно новой техники, искать ей замену во время чемпионата не потребуется. "Конечно же, на перспективу, когда у нас будет 10 поездов, у нас будет один резервный состав. А сейчас у нас есть гарантийное плечо и гарантийный срок обслуживания от наших корейских партнеров, которые дают гарантию эксплуатации поезда на определенный срок. Поэтому я думаю, что за три месяца эксплуатации до прихода резервного состава ничего не случится", - говорит Гладких.

Билеты на экспресс Hyundai можно будет купить с 24-25 мая

Впрочем, независимые наблюдатели полагают, что поезда испытывали явно недостаточно. "Времени для испытаний поездов Hyundai очень мало. Если сравнивать опыт освоения новой техники с той же Российской Федерацией, то высокоскоростные электропоезда "Сапсан" проходили полный цикл сертификационных испытаний в течение 12 месяцев, высокоскоростные электропоезда с принудительными наклоном кузова Pendolino Allegro - 10 месяцев. А электропоезд "Ласточка" на базе платформы Siemens Desiro Rus прибыл в Россию одновременно с Hyundai Rotem HRCS2 в Украину, но выйдет на маршруты для работы с пассажирами только в 2013 году. Причем этот состав построен на базе успешно апробированной в Европе платформы Desiro ML, тогда как Hyundai HRCS2 является совершенно новой техникой, которая создавалась с чистого листа", - сообщил Центру транспортных стратегий  заместитель директора Центра экономического и политического анализа Антон Кравченко.

Кроме того, цена проезда в новых экспрессах Hyundai до сих пор отсутствует в системах бронирования и покупки билетов. А потому болельщики смогут приобрести билеты лишь за две недели до начала матчей. "Я думаю, что примерно 24-25 мая цена точно будет", - отмечает Гладких.

Железнодорожные хабы Еще одним новшеством графика движения на 2012-2013 годы станет система железнодорожных хабов. В связи с отменой ряда прямых поездов, которые перевозят малое количество пассажиров, "Укрзализныця" предложит пассажирам добираться до пунктов назначения с пересадками. "Будет внедрена новая система пересадок, то есть хабов-центров в больших городах, узловых станциях. Часто говорят, что это неудобство, что пассажир не будет комфортно себя чувствовать, но так работает вся Европа. И мы тоже будем такую систему пересадки использовать", - рассказывает начальник главного пассажирского управления Госадминистрации Александр Иванько.

Основными пересадочными узлами в Украине станут Киев, Львов, Донецк, Харьков, Днепропетровск, Луганск, Симферополь, Одесса, Жмеринка, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Знаменка. Не исключено, что этот список пополнит Полтава. В частности, на станции "Донецк" к поезду № 70/69 Донецк - Львов со станции Мариуполь пассажиры смогут добираться с помощью пригородного электропоезда № 6118 Мариуполь - Ясиноватая. До поезда № 143/144 Донецк - Санкт-Петербург со станции Мариуполь возможен подъезд электричкой № 6108 Мариуполь - Ясиноватая. На Львовской железной дороге главным пересадочным пунктом будет служить станция "Львов". Например, в связи с сокращением поезда № 115/116 Харьков-Трускавец, пассажиры смогут от Харькова до Львова доехать поездом № 111/112 Харьков - Львов, далее пригородными поездами и автотранспортом.

В "Укрзализныце" уверены, что такой вариант  сообщения не принесет пассажирам существенных неудобств. "Эти точки покрывают всю карту железных дорог Украины, чтобы пассажир смог пересесть с одного поезда на другой. Я не думаю, что это создаст большие неудобства. Может, пассажирам и хотелось бы доехать без пересадки из Львова в Мариуполь или Луганск, но это ставит перед железнодорожниками задание, которое невозможно выполнить. У нас не хватает вагонов, и мы не можем обеспечить прямое сообщение между любыми двумя точками Украины", - говорит начальник главного управления пригородных перевозок Игорь Мариненко.

Однако, по мнению экспертов, система нуждается в существенной доработке, поскольку в Европе, в отличие от Украины, применяется единый билет. "Сама по себе концепция системы пересадок на железной дороге достаточно хороша и широко применяется в странах Европейского Союза. Однако реализация этой идеи в Украине оставляет желать лучшего. Дело в том, что в Европе действует механизм единого билета, когда пассажир может заплатить за поездку из пункта А в пункт В с учетом всех пересадок. Более того, в системе рассчитывается оптимальное время стыковок, которое порой может занимать всего лишь две минуты. Применение такого подхода в Украине позволило бы повысить "населенность" поездов и, соответственно, эффективность использования пассажирских поездов. Кроме того, "Укрзализныця" видела бы реальные пассажиропотоки между пунктами, где сейчас нет прямого сообщения. Например, сейчас никто не в состоянии оценить спрос на перевозки между населенными пунктами, где нет прямого железнодорожного сообщения, скажем, между Черновцами и Луганском. Предложенный же вариант системы пересадок перекладывает абсолютно все проблемы на потенциального пассажира, начиная с поиска вариантов сообщения и заканчивая организацией самой пересадки", - отмечает Кравченко.

Крым без новинок "Укрзализныця" решила отказаться от некоторых планов и не менять маршрут поездов №12 Киев-Симферополь и №28 Киев-Севастополь, который сменит номер на 36. Напомним, что ранее, вместо привычного направления Пятихатки-Днепропетровск, железнодорожники хотели отправить поезда по новому пассажирскому ходу через Полтаву и Лозовую, что значительно увеличивало время в пути. Но с вступлением в силу нового графика составы останутся на своих привычных линиях.

"12-й поезд пойдет не через Полтаву, а по своему маршруту - через Пятихатки и Днепропетровск. А 28-й действительно планировался через Полтаву, но, в связи с тем, что расписание его движения, попадает под будущий график Hyundai, и получается, что его приходится часто останавливать, то с сегодняшнего дня мы занимаемся графиком, и он также пойдет на свой маршрут через Днепропетровск и Пятихатки", - сказал Иванько.

В целом новый график движения поездов направлен на развитие дневного сообщения, что, с одной стороны, является бесспорным плюсом. Однако, полагают наблюдатели, делать это нужно без ущерба для ночных поездов, поскольку пассажирам порой будет сложно подстроиться под расписание дневных экспрессов без альтернативы в темное время суток. "Новым расписанием "Укрзализныця" принудительно пересаживает пассажиров с ночных поездов на дневные, хотя это совершенно разные сегменты. И в той же России запуск "Сапсана" не повлиял на количество ночных поездов на направлении Москва - Санкт-Петербург. Более того, европейский опыт скоростного сообщения свидетельствует, что дневной поезд может быть конкурентоспособным, только при условии нахождения в пути не более четырех часов. Ни один из запускаемых в Украине поездов не уложится в такой диапазон, а тот же поезд Киев-Донецк будет идти около семи часов", - резюмирует Кравченко.

Не стоит также забывать, что в европейских странах расстояния между крупными городами меньше, чем в Украине, а скорости - выше. Да и платежеспособность пассажиров другая. Поэтому в ближайшие пару десятков лет наша страна вряд ли сможет обойтись без ночных поездов.