Несмотря на трудности вагоностроительных предприятий СНГ, связанных с дефицитом качественного литья, Стахановскому вагонзаводу удалось избежать срывов поставок в текущем году. Одной из причин этого является сотрудничество с чешским сталелитейным комбинатом CKD Kutna Hora. В целом же руководство СВЗ настроено оптимистично и уверено, что предприятию удастся не только сохранить нынешние объемы производства, но и увеличить их с учетом растущего спроса на продукцию со стороны российских и среднеазиатских рынков.

Сколько вагонов СВЗ планирует произвести в текущем году?

В прошлом году, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, завод показал неплохую динамику и по объемам производства, и по разработке новых видов продукции. Хотя и не секрет, что 2010 год для нашего предприятия был более успешным. 

Нынешний год  мы связываем только с развитием и увеличением объемов выпуска вагонов. Будем предпринимать все возможное, чтобы не только удержать, но и увеличить объемы производства. Поэтому главная наша задача на этот год - постараться не только сохранить эту динамику в нынешних сложных условиях, но и сделать все возможное, чтобы существенно нарастить объемы выпуска грузовых вагонов, сохранив при этом производство сварных металлоконструкций.

В целом, согласно утвержденному бизнес-плану, в 2012 году, с учетом растущего спроса на нашу продукцию со стороны российских, казахстанских и среднеазиатских покупателей, мы планируем увеличить объемы производства, достигнув показателя 8100 вагонов за год. И это вполне реальные показатели. А для того, чтобы выдержать предстоящие испытания, у нас есть и материальные, и трудовые, и интеллектуальные ресурсы.

Не секрет, что начало года выдалось для вас не совсем удачным…

По итогам первого квартала мы выпустим около 1300 вагонов. Но уже во втором квартале планируем увеличить объемы производства до 700 вагонов в месяц. Да, в сравнении с 2011 годом, мы уменьшили выпуск вагонов. Но, вместе с тем, нам удалось существенно расширить номенклатурный ряд поставляемой продукции.

Что повлияло на работу предприятия в первом квартале? Какие меры предпринимаются с Вашей стороны для разрешения проблемных вопросов?

 Что сегодня является главным препятствием, заставившим нас существенно снизить объемы производства? Как и все вагоностроительные предприятия СНГ, мы продолжаем бороться с проблемной ситуацией на рынке крупного вагонного литья. Могу сказать, что наше предприятие находится в более выигрышной ситуации, так как другие вагоностроительные предприятия Украины переживают крайне тяжелые времена.

Как будет развиваться ситуация на рынке комплектующих в дальнейшем, сложно предугадать. Проблема дефицита качественного вагонного литья на рынке существует не один год. Поэтому вагоностроительные предприятия на пространстве СНГ стараются найти пути для решения данного вопроса. Крупнейшие заводы отрасли строят литейные мощности на собственных площадях и самостоятельно производят небольшие объемы литья, что лишь частично разрешает существующую ситуацию.

Нашими акционерами также многократно рассматривался вопрос о строительстве собственного литейного производства. И это вопрос времени.

Поставки литья с CKD Kutna Hora вам помогают?

Полностью не остановить работу предприятия, не сорвать поставку грузовых вагонов и в прошлом году, и в начале этого нам удалось именно за счет поставок вагонокомплектов чешского сталелитейного предприятия CKD Kutna Hora. С начала года мы получали в среднем 450 литых вагонокомплектов в месяц, что покрывало лишь 70% наших потребностей. Но в сложных финансово-экономических условиях чешское литье для нас является спасательным кругом.

Начиная с марта, поставки чешского вагонного литья увеличились. И в дальнейшем они будут только расти. Соответственно, во втором квартале мы будем наверстывать упущенное и прилагать максимальные усилия, чтобы увеличить объемы производства. 

Конечно, более эффективно работать мы могли бы при поддержке украинского машиностроения государством. Хотя бы при выполнении им своих обязательств по возврату экспортерам налога на добавленную стоимость.

Для нас, в общем, как и для других предприятий, это проблемный момент. Но хочется отдать должное - в этом вопросе уже появились существенные подвижки, хотя общая сумма задолженности по-прежнему остается достаточно высокой. Мы заинтересованы в возврате дополнительных оборотных средств, поскольку несвоевременное их поступление влечет за собой трудности в финансовом планировании, в реализации программ модернизации.

Но сегодня нам остается только продолжать работать в таких условиях и, конечно же, не терять веры в лучшее. С учетом того, что планы, которые поставлены перед нами акционерами, не дают права на замешательство и возможность расслабиться.

Насколько обоснованными являются претензии России к украинскому литью?

Конец прошлого года - сентябрь - декабрь, а также январь этого, стал непростым периодом в работе практически всех вагоностроительных предприятий Украины, когда РС ФЖТ приостановил действие сертификата Кременчугского сталелитейного завода на боковые рамы тележек грузовых вагонов. Хаотичные поставки комплектующих, отсутствие ясностей в данном вопросе - все это сказалось на объемах производства нашего предприятия в 2011 году. И сегодня в этой ситуации остается много неясностей.

Мы не один год сотрудничаем с Кременчугом. И могу Вас заверить, что покупать качественное кременчугское литье нам выгодно, но оно подчинено чужой маркетинговой политике.

На мой взгляд, приостановка действия сертификата на кременчугское литье - это серьезный звонок для всех вагоностроительных заводов, который заставляет сегодня реально оценить свои силы, давая понять, что требования заказчиков к качеству подвижного состава будут только расти, увеличатся риски при поставках продукции. На рынке останутся сильнейшие игроки, готовые удовлетворить взыскательные требования покупателей, где определяющим будет приемлемая цена и высокое качество продукции.

Расскажите о сотрудничестве с "Укрзализныцей". Ранее она  заявляла о планах производить полувагоны на собственных предприятиях? Есть ли заказы с ее стороны?

Ни для кого не секрет, что парк грузовых вагонов "Укрзализныци" требует существенного обновления. К большому нашему сожалению, по различным причинам, за годы независимости государственная железнодорожная администрация не приобрела ни одного вагона производства СВЗ. Это притом, что наше предприятие неоднократно участвовало в тендерах на поставку грузовых вагонов.

Что же касается планов "Укрзализныци" приобрести в 2012 году несколько тысяч вагонов, то Стахановский вагоностроительный завод решительно готов участвовать в государственных торгах. Наши производственные мощности позволяют выпускать ежемесячно не менее 700 полувагонов.