После крушения в Казани вновь повышенным спросом стала пользоваться статистика авиационной безопасности. Slon сделал небольшую подборку цифр и инфографики.

Marketwatch собрал график гражданских авиакатастроф с человеческими жертвами с 1945 года до наших дней по странам. Первую десятку с большим отрывом возглавляют США.

По данным Statista, всего в Штатах за это время погибло в самолетах 10 505 человек. Россия – на втором месте. Сколько погибло за 68 лет людей, никто не знает, установлено общее число аварий: 304 против 760 в США.

Читайте также Деньги на воздух: почему парниковый эффект влияет на стоимость авиабилетов

Как можно заметить, в США и самолетов, и пассажиров намного больше, чем где бы то ни было в мире. За всю историю статистики авиационного трафика в мире нет, но вот в 2012 году на долю США приходилось 815,3 млн вылетов из 2,9 млрд во всем мире (28%). В том же году в США погибли три человека при двух авариях крупных самолетов, в мире – от 475 до 500 человек, по разным оценкам.

MW-BF176_us_air_MG_20130708121230

Вот как выглядит график смертности в авиакатастрофах рейсовых пассажирских лайнеров в США с 1953 года:

NA-BU315_AIRSAF_G_20121228180008

А вот инфографика КАА «Безопасность полетов» – международная статистика по «большим» самолетам:

1451604_484125605037703_2027484921_n

В целом самолеты становятся безопаснее: по данным Aviation Safety Network, с 2000 года статистика смертности в авиакатастрофах в мире снизилась примерно вдвое (это касается коммерческих пассажирских авиаперевозок: статистика по малой авиации остается стабильной в последние годы).

Россия, к сожалению, в эту тенденцию не вписывается. Красивой международной статистики по числу погибших на душу населения (или на число пассажиров, или на число вылетов) нет. Зато есть данные по числу крушений рейсовых самолетов на миллион вылетов за 2011 год (крушением считается авария, при которой самолет не подлежит восстановлению). По этому показателю мы мировые лидеры. Для России и стран СНГ он составляет 8,19 на миллион, для стран Африки – 6,17, для Северной Америки – 1,33.

С 2006 по 2009 год уровень авиабезопасности в России повышался, и 2009 год стал самым безопасным: на рейсовых самолетах не погиб ни один человек. Но после ситуация стала меняться. В 2010 году под Смоленском упал Ту-154 с польской правительственной делегацией, погибли 96 человек. В декабре еще двое погибли в Ту-154 «Дагестанских авиалиний».

2011 год стал настоящим кошмаром: 119 погибших, включая хоккеистов ярославского «Локомотива» и 47 пассажиров Ту-134 авиакомпании «Русэйр», упавшего в Петрозаводске. 2012 год стал самым безопасным годом за всю историю авиации в мире, но не в России: 93 погибших в четырех катастрофах, включая пассажиров и экипаж SuperJet 100 в Индонезии.

Блог «Летаем вместе» опубликовал рейтинг авиакомпаний по среднему возрасту самолетных парков. Пятерка самых молодых – «Аэрофлот», NordStar, S7, Red Wings и «Россия». Вот весь список:

  1. «Аэрофлот» – 5,7 года
  2. «Таймыр» (NordStar) – 8,6 года
  3. «Сибирь» (S7, включая «Глобус») – 9,4 года
  4. Red Wings – 9,5 года
  5. «Россия» – 9,7 года
  6. «АкБарс Аэро» – 10,7 лет
  7. «Владивосток Авиа» – 11,3 года
  8. «Уральские авиалинии» – 12,7 года
  9. «Северсталь» – 12,9 года
  10. «Донавиа» – 13 лет
  11. «Ямал» – 13 лет
  12. «РусЛайн» – 13,1 года
  13. «Когалымавиа» (TUI) – 13,5 года
  14. I Fly – 13,9 года
  15. «Оренбургские авиалинии» – 13,9 года 
  16. «Северный ветер» (Nord Wind) – 14,4 года
  17. «Татарстан» – 14,8 года 
  18. «Трансаэро» – 15,5 года
  19. «Полет» – 16 лет
  20. «Московия» – 16,4 года
  21. «Газпромавиа» – 16,9 года
  22. «Якутия» – 19,7 года
  23. UTAir – 20,1 лет
  24. «ВИМ-авиа» – 21 год
  25. «Сахалинские авиатрассы» – 22,2 года
  26. «Нордавиа» – 24,8 года
  27. «Тулпар» – 25,1 года
  28. «Саратовские авиалинии» – 25,4 года
  29. «Грозный Авиа» – 25,7 года
  30. «Ижавиа» – 29 лет
  31. «Алроса» – 30,4 года
  32. «Ангара» – 30,5 года
  33. «Ираэро» – 30,5 года
  34. «Томскавиа» – 37,2 года
  35. «Полярные авиалинии» – 37,8 года