В рамках международной выставки "Агрологистика" в Одессе 29 мая состоялся круглый стол "Транспортная инфраструктура зернового рынка, соответствие потенциалу сектора", организованный Центром транспортных стратегий.
В мероприятии приняли участие более 30 представителей крупных трейдинговых и стивидорных компаний, органов госрегулирования и др. операторов рынка, в частности "ТИС-Зерно", EFI-Trans, "Рамбурс", CSS, ITC Group, Meru Trans, "Трансмаш", Международная юридическая служба (Interlegal), Государственной службы по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.
«Грузопотоки АПК – зерновых и масличных культур – являются ключевыми по объему, динамике роста и перспективам развития для транспортного сектора Украины: по результатам 2012 года зерно закрепило за собой статус «груза №1» в украинских портах – перевалка выросла сразу на 20% до 31 млн.т, что позволило компенсировать падение перевалки по другим категориям грузов -- отметил Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Инвесторы поверили в рынок – анонсирован запуск сразу нескольких масштабных проектов по перевалке зерновых в портах одесского региона суммарной мощностью более 10 млн.т.» - добавил С. Вовк.
Эти проекты имеют хорошие перспективы. По словам аналитик Центра транспортных стратегий Андрея Товстопята, объемы производства зерна в Украине увеличатся с 46,2 млн тонн в 2012/2013 маркетинговом году (МГ) до 66,3 млн тонн в 2017/2018 МГ. Таким образом, рост составит примерно 43%."В 2017/2018 гг. мы ожидаем прирост производства зерна на уровне 20 млн тонн", - отметил эксперт.
По его словам, при этом внутреннее потребление зерновых будет ежегодно увеличиваться в среднем на 2%.
"Это означает, что потребление зерна для нужд населения будет либо стабильным, либо немного снижаться, а потребление фуражного зерна будет расти", - сказал Товстопят.
По его мнению, внутреннее потребление зерна в Украине за пять лет вырастет на 3 млн тонн, при этом прирост экспорта зерна составит 60%.Эксперт также добавил, что номинальные портовые мощности по перевалке зерна в Украине составляют 44,1 млн тонн в год, а реальные - около 39 млн тонн. Мощность портовых элеваторов составляет 2 млн тонн единовременного хранения.
Директор терминала ТИС-Зерно Игорь Чобитько обратил внимание на проблему простоя уже загруженных зерном судов в порту из-за того, что трейдеры не всегда достоверно декларируют качество поставленной продукции. Контролирующие органы получают возможность удерживать груженные суда до трех дней, что значительно снижает оборот, отметил он. "Если оптимально организовать работу, без таких простоев, а также решить проблему с железнодорожными подъездными путями, то ТИС-Зерно без привлечения какого-либо дополнительного оборудования мог бы переваливать до 7 млн тонн зерновых", - отметил Чобитько.
Представитель Госслужбы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства в Одессой области Андрей Артеменко подтвердил, что заявления о чрезмерном давлении со стороны органов экологического и Санэпидмконтроля при оформлении экспортных партий зерновых неоднократно звучали от представителей портов и стивидорных компаний, и его ведомство попытается разобраться в этой проблеме, являющейся одним из основных сдерживающих факторов для наращивания экспортного потока зерновых грузов.
С презентацией подготовленной Центром транспортных стратегий "Производство зерна в Украине, сопутствующая инфраструктура экспорта зерна: среднесрочная перспектива развития" можно ознакомиться в разделе Аналитика
Читайте также материал ЦТС Миллиард на зерновозы: что сдерживает амбиции Украины на рынке экспорта зерна