Грузооборот морских портов России в первом полугодии 2013 года вырос на 4,7% до 284,1 млн тонн по сравнению с прошлогодним показателе. Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на Ассоциацию морских торговых портов (АСОП).

Драйверы роста - уголь (+14,9% до 48,6 млн тонн), минеральные удобрения (+17,0% до 6,1 млн тонн), нефть и нефтепродукты (+10,3% до 165 млн тонн). Снизилась перевалка зерна (на 72,5% до 2,3 млн тонн), руды (на 8,5% до 3,6 млн тонн), лесных грузов (на 29,4% до 2,3 млн тонн), черных металлов (на 17,6% до 11,6 млн тонн).

В лидерах дальневосточные, балтийские и арктические порты. Быстрее всех грузооборот наращивает порт Усть-Луга: в полтора раза до 29 млн тонн. Рост обеспечил нефтяной терминал Невской трубопроводной компании (к нему выходит БТС-2), который был запущен в конце марта прошлого года. Из-за запуска нефтяного терминала в Усть-Луге сократилась перевалка нефти в Приморске - на 13% до 33,3 млн тонн. 

Угольные и металлургические компании продолжают увеличивать загрузку своих перевалочных мощностей на Дальнем Востоке: грузооборот порта Восточный вырос на 17,3% до 24,2 млн тонн, порта Ванино - на 20,8% до 12,2 млн тонн.

Уголь и удобрения - драйверы роста и для железнодорожных перевозок, их погрузка на сети РЖД тоже выросла: угля - на 0,8% до 152,1 млн тонн, а химических и минеральных удобрений - на 0,5% до 23,3 млн тонн, следует из статистики железнодорожной монополии. В целом же погрузка упала на 3,7% до 605,6 млн тонн. Погрузка на сети РЖД начала падать в ноябре прошлого года - впервые с 2008 года.

Гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов отмечает, что рост перевалки в портах к концу года, скорее всего, замедлится. По итогам 2012 года перевалка выросла на 5,9% до 567,1 млн тонн. Министр транспорта Максим Соколов прогнозирует грузооборот морпортов в 2013 году на уровне 580 млн тонн.