В России массовая утилизация вагонов привела к локальному дефициту подвижного состава. Об этом говорится в докладе Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), передают Морские вести.

Ведущий аналитик отдела исследования транспортного машиностроения ИПЕМ сообщил, что текущая ситуация в отрасли для вагоностроителей является крайне сложной, так как наблюдается снижение производства вагонов. Сохранение текущего уровня спроса приводит к закрытию ряда предприятий и перераспределению заказов между оставшимися заводами.

По данным Росстата, в настоящее время в России функционирует 15 вагоностроительных предприятий, в которых задействовано примерно 37 тыс. человек, что на 2 тыс. человек меньше, чем в 2014 году. Ежегодная мощность составляет около 90 тыс. грузовых вагонов.

Эксперт указал, что за 7 месяцев 2015 года отставание в погрузке во внутрироссийском и экспортном направлениях по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило 2,0%, по грузообороту - 0,2%. Таким образом, продолжается снижение объемов выпуска продукции и предъявления грузов к перевозке.

При этом вместо модернизации вагонов с продлением срока службы и приобретением нового подвижного состава рынок пошел по третьему пути - массовой утилизации вагонов и отсутствии спроса на них, сообщил эксперт. В результате, объемы утилизации старых вагонов в 2,5 раза выше объемов закупаемого подвижного состава и, на данный момент, ничего не мешает этому тренду продержаться до конца года. Зобов объяснил, что основная причина снижения спроса - это невозможность для транспортных компаний окупить инвестиции в покупку подвижного состава из-за низких арендных ставок на вагоны и высокой стоимости заемных средств.

Эксперт указал, что за 8 месяцев 2015 года в России было утилизировано 45 тыс. полувагонов с истекшим сроком службы (8,6% от общего парка), в то же время 10,7 тыс. новых полувагонов было произведено и поставлено на сеть. Тем самым парк полувагонов "помолодел" почти на год, а средний возраст полувагонов на сети составил 10,6 лет.

С учетом сезонного роста грузоперевозок сформировался локальный дефицит полувагонов на отдельных маршрутах, что привело к росту ставок полувагонов до 450-500 рублей в сутки. Тем самым, по оценкам ИПЕМ, в ближайшей перспективе ставки на предоставление полувагонов будут расти, что спровоцирует рост спроса на новые вагоны.