Железнодорожный транзит грузов в Украине снизился на 17,9% до 41,9 млн тонн. По словам замминистра инфраструктуры Дмитрия Демидовича, это касается угля, нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений. В результате перевалка транзитных грузов в портах сократилась на 6 млн тонн до 33,8 млн тонн, пишет Коммерсантъ-Украина в статье "Украину обходят стороной".
Наибольшее падение объемов перевалки транзитных грузов произошло в морских торговых портах Одесса и Южный. Начальник порта Одесса Юрий Васьков пояснил изданию, что падение транзита через порт обусловлено в первую очередь снижением более чем на 3 млн тонн объема поставок казахской нефти, которая до сих пор экспортировалась через Украину, а теперь переваливается в российском порту Тамань. "Перевод грузов в российские порты является нашей основной проблемой", - отметил Васьков.
Даже незначительное сокращение объемов российских грузов, которые составляют около 70% всего объема транзита по украинской территории, сразу отражается на показателях. А Россия целенаправленно исключает Украину из транзитных потоков. Глава института проблем естественных монополий Юрий Саакян напомнил, что Россия к 2020 году намерена увеличить объем перевалки на 84% до 985 млн тонн в год. "Почти все грузы российского происхождения, которые перегружаются в портах стран Балтии, Скандинавии и Украины, планируется переориентировать на порты РФ", - говорит он.
Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк считает, что объемы транзита снижаются не только из-за российской стратегии, но и по причине неконкурентных тарифов "Укрзализныци". "Для сравнения: стоимость перегрузки тонны угля в балтийских портах на 5 долларов ниже, чем в Южном. Неудивительно, что российские грузоотправители выбирают порты стран Балтии", - отметил Вовк.
Между тем, заместитель гендиректора "Укрзализныци" Петр Науменко считает, что главная причина сокращения транзита - задержки грузов на границе.
С ним согласен и представитель экспедиторской компании "Транс карго сервис" Нуртай Кетхибеков, компания которого экспортирует грузы через Украину уже 15 лет. "Тарифы сегодня мало влияют на ситуацию. Можно уменьшить их на 3 доллара за тонну, но если, скажем, подакцизный товар задерживается на несколько суток на таможне, а суточная арендная плата за цистерну составляет 40 долларов, то все скидки теряют экономический смысл", - отметил он.
Заместитель директора департамента организации таможенного контроля Гостаможни Анатолий Сербайло рассказал, что количество разрешительных документов, необходимых для таможенного оформления грузов в Украине, уже сократилось вдвое. К тому же, Таможня движется к электронному оформлению грузов, что упростит их прохождение на границе.
Напомним, согласно данным Госстата, в 2012 году транзитный поток через морские торговые порты Украины составил 38,783 млн тонн, сократившись по сравнению с 2011 годом на 18,5%. Мининфраструктуры намеревалось сохранить на 2013 год большинство скидок к ставкам на обработку транзитных грузов в 11 морпортах. Кроме того, в конце года "Укрзализныця" со своей стороны также ввела ряд скидок на перевозку транзита.