Страны ядра зоны евро в июне продемонстрировали существенное падение индексов предпринимательской уверенности. Бизнес-климат в Германии и во Франции ухудшается на фоне негативных ожиданий будущего валютного блока и неспособности европейских лидеров обеспечить условия для экономического роста, пишет Коммерсантъ.

Индекс инвестиционной активности в Германии упал в июне на 27,7 пункта до 16,9 пункта (еще в мае значение индекса было положительным и составляло 10,8 пункта). Хуже всего респонденты оценивают перспективы банковского сектора (57,9% считают, что ситуация ухудшится), автомобильной и сталелитейной промышленности (29,5% и 31% соответственно) и строительной отрасли (21%). 57,3% считают, что стоимость обслуживания госдолга для Германии вырастет. Тех, кто оценивает экономическую конъюнктуру в стране как хорошую, стало на 10 процентных пунктов меньше - теперь оптимисты составляют 37,2%.

В апреле 2012 года индекс достигал максимального за последние два года значения - тогда оценки инвесторов и мировых рынков относительно состояния европейской экономики были оптимистичнее, а стабильный рост немецкой экономики не вызывал вопросов. По итогам первого квартала ВВП Германии подрос на 0,5%, что позволило констатировать в зоне евро нулевой спад. Столь сильное изменение индекса за последний месяц "отражает панические настроения инвесторов и грозит зоне евро более глубокой рецессией", считают аналитики Центра европейских экономических исследований в Мангейме (Германия).

Во Франции предприниматели также склонны к пессимистичным настроениям. Официальная статистика уже зафиксировала падение индекса деловой активности до уровня конца 2009 года, а центробанк страны ожидает рецессию по итогам второго квартала этого года (ВВП в первом квартале остался без движения).

Помимо опасений усугубления долгового кризиса и неопределенности будущего валютного блока, беспокойство предпринимателей вызывают возможный рост налогового бремени и введение дополнительных ограничений для бизнеса.

Программа реформ социалиста Франсуа Олланда предполагает увеличение налога на дивиденды на 3% с целью стимулирования компаний к реинвестированию прибыли взамен выплат акционерам; дополнительные обязательства банков и компаний ТЭК; а также усложнение процедур реорганизации бизнеса, что должно мотивировать компании не сокращать штат сотрудников в "трудные времена".