Стандартизация, унификация и повальная диджитализация. Так можно охарактеризовать будущее, к которому идут международные экспедиторские компании. 

Начнем со стандартов. Библию всех логистов, Инкотермс2010, ждут изменения. Эксперты уже вносят предложения для новой редакции, которая выйдет 1 января 2020 года. В первую очередь этим занимается Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA). Эта международная организация объединяет 40 тысяч транспортно-экспедиторских компаний, это около 10 миллионов сотрудников. В состав федерации входят представители 150 стран мира.

Объем и масштаб этой "сети" позволяет FIATA влиять на решения международных организаций. Федерация представляет логистов при ООН, во Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации.
А вот основные положения, которые будут меняться в Инкотерсм.

 

В контейнерные перевозки вернут термины FOB и CIF

Дело в том, что из редакции 2010 года эти термины убрали. Для контейнерных товаров были прописаны другие термины FCA и CIP. Но по факту они так и не прижились. Экспедиторы, импортеры, агенты и банки, как и раньше, используют FOB и CIF.

FOB (Free On Board) означает, что экспортер оплачивает доставку груза до порта и его погрузку на борт. Морская перевозка до порта назначения, выгрузка, дальнейшая доставка по суше за счет импортера.

CIF (Cost, Insurance and Freight) термин обозначает, что экспортер страхует груз, и оплачивает перевозку до порта назначения. Импортер оплачивает выгрузку и оставшуюся часть перевозки до своего склада. 

Почему так произошло? Наверное, виной привычка и очень древняя история этих понятий. Например, термин FOB использовался в Англии еще в конце XVIII века.  Сейчас 80% мировой торговли осуществляется при помощи контейнеров. Поэтому, вероятнее всего, эти термины вернутся в сферу контейнерных перевозок по Инкотермс 2020, как это было в более ранних версиях.

Термин FCA разобьют на два термина

FCA является наиболее используемым термином. Около 40% международных торговых операций осуществляется с этим термином. Он означает, что продавец выполняет свои обязательства, когда передает товар, очищенный от экспортных пошлин, перевозчику.

FCA (англ. Free Carrier) или Франко-перевозчик - торговый термин, включенный в Инкотермс и означающий, что продавец выполняет свои обязательства по поставке, когда он передает товар, очищенный от пошлин на экспорт. Передать груз нужно перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте, чаще всего в стране производителя.

Термин особенно удобен при мультимодальных перевозках, поскольку позволяет поставлять товары в разных точках: по адресу продавца, в наземном терминале, порту, аэропорту и т.д.

Сейчас обсуждается создание двух понятий FCA: одного для наземной перевозки и другой для морской перевозки.

Сокращение терминов EXW, FAS и DDP
В обиходе экспедиторов эти термины известны как "самовывоз" (EXW), доставка к борту судна (FAS) и поставка с оплатой пошлин при экспортной и импортной таможенной очистке (DDP). Почему термины убирают? Скорее всего, просто не прижились.

Об этих новшествах объявили на заседании Штаб-квартиры International Federation of Freight Forwarders Associations (FIATA) 14-17 марта. В собрании приняли участие 274 участника из 72 стран мира. От Украины участие принимала Ассоциация международных экспедиторов Украины. Кроме правил будущего Инкотермс обсуждали электронную версию документов для экспедирования. 

Going digital. Коносаменты уйдут в облако

Документы ФИАТА признаются мировой банковской системой. Но до сих пор все документы ФИАТА создавались исключительно на материальных носителях.

Сейчас ФИАТА объединили свои усилия с компанией essDOCS, чтобы предложить экспедиторам электронную версию коносамента ФИАТА (eFBL).  Выбор пал на решение CargoDocs от essDOCS, так как это облачное решение. Оно не требует установки программного обеспечения. Доступ открывается через веб-браузер, что позволяет распространять коносамент ФИАТА в электронном формате. Доступ к системе можно получить с помощью зарегистрированного идентификатора пользователя/пароля и маркера безопасности банковского класса.

Система уже была протестирована с двумя экспедиторами. Они предоставили положительные результаты. Теперь данные анализируются, а программу продолжают адаптировать под нужды экспедиторской отрасли. По завершении тестирования ФИАТА и essDOCS откроют CargoDocs для грузоотправителей и экспедиторов, которые хотят внедрить систему в своей повседневной деятельности.