По итогам 2015 года пассажиропоток снизился во всех региональных аэропортах Украины за исключением трех: Одессы, Запорожья и Херсона. Из-за низкой сравнительной базы динамика роста просто сражает наповал. Так, аэропорт Запорожья увеличил пассажиропоток на 69,9%, аэропорт Херсона – в 7,8 раз. В Одесском аэропорту рост достиг 9,8%. Но это тоже довольно много, ведь Одесса – крупный аэропорт, который занимает почти 9 процентов украинского рынка. Борисполь тоже подрос – на 5%, но он к категории региональных аэропортов не относится.
Если посмотреть на географию, то легко убедиться, что все три аэропорта находятся на юге Украины. А если проанализировать причины роста, то окажется, что в большей степени увеличение пассажиропотока произошло за счет новых рейсов в Стамбул.
Читайте также Какая реформа уготована аэропортам Украины – интервью с начальником отдела авиаперевозок МИУ
Херсон +780%
Херсонский аэропорт в прошлом году стал лидером по динамике роста пассажиропотока - в 7,8 раз выросло количество пассажиров. Таких показателей удалось достичь благодаря соглашению с авиакомпанией Turkish Airlines. Напомним, что Turkish Airlines открыла регулярные рейсы из Стамбула в аэропорт Херсона 15 октября 2014 года. К началу летнего курортного сезона, 29 марта 2015 года, авиакомпания увеличила частоту регулярных рейсов по маршруту Херсон-Стамбул-Херсон с 4 до 7 раз в неделю. Таком образом, с октября 2014-го по октябрь 2015 года турки перевезла на маршруте Стамбул-Херсон-Стамбул более 50 тысяч пассажиров. Директор аэропорта Григорий Усик отмечает, что это очень эффективный перевозчик и аэропорт намерен и дальше продолжать с ним сотрудничество. Также они приглашают к себе Atlasjet и рассматриваем возможность сотрудничества с авиакомпаниями из Грузии, Беларуси, Узбекистана.
По словам начальника управления транспорта, дорожной инфраструктуры и связи облгосадминистрации (ОГА) Игоря Криволапы Херсонский аэропорт в 2015 году заработал 9,4 млн гривен благодаря функционированию стамбульского рейса, а также направлений Херсон-Киев и Херсон-Ужгород (через Киев), открытых соответственно 10 и 31 июля "Мотор-Сич".
Запорожье +69%
"За прошлый год, благодаря тому, что начались полеты новых авиакомпаний и тех, которые работают с нами уже давно, мы обслужили 160 тысяч пассажиров" – заявил директор КП "Запорожский международный аэропорт" Виктор Бискупский 16 февраля в ходе встречи представителей городской власти, аэропорта, авиакомпаний и туристических фирм.
В частности, в прошлом году из аэропорта Запорожье начали выполнять полеты авиакомпании Turkish Airlines, "Атлас Джет Украина" и Pegasus. Все три авиакомпании – турецкие и открыли маршруты по направлению в Стамбул. Также с апреля национальная авиакомпания МАУ начала выполнять полеты Киев-Запорожье. Кроме этого в аэропорту работает "Мотор-Сич", которая выполняет рейсы в Киев и Минск.
Интересно, что в соседнем Днепропетровске в прошлом году пассажиропоток авиапассажиров упал на 22 процента.
По оценкам мера Запорожья Владимира Буряка, у аэропорта около 1,8 миллиона потенциальных пассажиров. Поэтому, местные власти отмечают, что в этом году планируется выполнить капремонт дороги, ведущей к аэропорту, на что будет выделено порядка 26 млн грн, провести ремонт пассажирского терминала и ВВП. Стоимость реконструкции ВВП оценивается в 300 млн грн. В СМИ сообщают, что эти средства местные власти просят выделить из госбюджета.
Местные власти также ставят перед собой цель привлечь новые авиакомпании и тур-агенства, удовлетворить спрос на новые направления авиаперелетов и увеличить прибыль. В частности, планируется довести доход от неавиационной прибыли до 40%.
Одесса +9,8%
По итогам 2015 года пассажиропоток Международного аэропорта Одесса составил 949,1 тыс. человек, что на 9,8 % больше, чем в 2014 году. "После падения объемов перевозок в 2014 году, с апреля 2015 г. года наблюдается восстановление пассажиропотока на уровне 25-40% ежемесячно. Мы ожидаем, что тенденция роста пассажиропотока продолжится и в нынешнем году. С перспективой введения безвизового режима Украины с ЕС трафик со странами Европейского Союза, безусловно, будет развиваться", - говорит директор Одесского аэропорта Виталий Портянко.
Первого июля грузинская авиакомпания Georgian Airways (Airzena) начала выполнять прямые рейсы Тбилиси-Одесса-Тбилиси, а в октябре авиакомпания уже увеличила частоту рейсов. Воспользовавшись сложившейся ситуацией с прекращением полетов в РФ белорусская авиакомпания Белавиа с 25 октября начала полеты на маршруте Минск-Одесса-Минск. С 26 октября Air Moldova запустила рейсы из Кишенева в Киев и Одессу. Правда, уже 1 декабря сообщила о том, что прекращает полеты до начала летней навигации 2016 г. Увеличила частоту полетов авиакомпания YanAir по маршруту Одесса-Киев-Одесса.
Аэропорт озвучил свои планы и сообщил о том, что с января 2016 г. авиакомпания LOT Polish Airlines уже увеличила частоту полетов на линии Варшава — Одесса до семи раз в неделю, а МАУ на линии Одесса – Стамбул до двух рейсов в день. Кроме того, МАУ в период летней навигации начнет выполнять рейсы в Тель-Авив ежедневно.
Авиакомпания Lufthansa возобновляет полеты в Мюнхен, Austrian Airlines перейдет на ежедневную частоту на маршруте Одесса – Вена. В апреле Czech Airlines начнет выполнять полеты Одесса-Прага а YanAir планирует запустить рейсы Одесса-Тель-Авив. Есть решение об увеличении частоты полётов авиакомпанией Ellinair в Салоники.
Читайте также Как развивать региональные аэропорты: мнения директоров предприятий