Среди проектов - электрификация трех участков, увеличение пропускной способности направления Запорожье - Камыш-Заря – Волноваха - Мариуполь, реконструкция 300 км путей и реализация инвестпрограммы по поставке и распределению электроэнергии. Примечательно, что проекты по электрификации далеко не новы, и, если брать во внимание заявления УЗ и МИУ прошлых лет, уже должны были бы быть воплощены в жизнь. По факту - пока ничего не сделано, а новые сроки реализации, согласно информации Министерства инфраструктуры, сдвинуты на 2021 год.

На сегодняшний день от общей сети железнодорожных дорог в Украине электрифицировано 48% из 20,9 тыс. км путей. Для сравнения, в России данный показатель составляет 51%, в Казахстане - 27%, Беларуси - 18%, Азербайджане - 20%, Грузии - 98%. Основным преимуществом электрической тяги является высокая экономичность. Электровоз позволяет обеспечить бóльшую тяговую мощность. Среди других плюсов электрификации - повышение участковой скорости, пропускной способности и безопасности перевозок.

Но вернемся к нашумевшему вопросу о покупке новых тепловозов General Electric. Предполагается, что одним из направлений, где они будут использоваться, станет Долинская-Николаев-Колосовка. Однако, если УЗ реализует свои планы по электрификации здесь, что делать с тепловозами GE? Руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов на этот счет говорит, что все электрифицировано не будет - дорогое удовольствие. Тепловозы GE направят работать на другие участки. Кроме того, к тому времени еще бóльшая часть парка тепловозов будет подлежать списанию. Также есть надежда, что на тот момент "Укрзализныця" закупит новые электровозы. На одной из последних встреч Евгений Кравцов сказал, что уже ведутся переговоры с компаниями Siemens, Bombardier, CRRC и Alstom.

К морю

Электрификация участка Долинская-Николаев-Колосовка повысит эффективность перевозок в направлении портов "Большой Одессы" и Николаева. На сегодня проект выглядит достаточно реалистичным, поскольку в конце 2017 года Мининфраструктуры и ЕБРР подписали гарантийный договор о выделении кредита в объеме 150 млн евро. Общая стоимость - 300 млн евро (вторую часть средств предоставляет ЕИБ) Предполагается, что проект будет реализован в 2018-2020 гг. Необходимо электрифицировать участки Долинская-Николаев (148 км) и Николаев-Колосовка (105 км).

По словам консультанта ЦТС-Консалтинг Павла Руденко, удельный вес электротяги в общем грузообороте Одесской железной дороги находится на уровне 90%. Участок Долинская-Николаев является наиболее загруженным участком на Одесской магистрали, из тех, которые еще не электрифицированы. "Поэтому, завершение проекта по электрификации и увеличению пропускной способности участка, помимо других преимуществ (увеличение скорости движения, снижение потребления дизтоплива и пр.), скорее всего приведет также к росту удельного веса электротяги в общем грузообороте Одесского филиала на 2-3 процентных пункта", - считает он. В направлении Николаевских портов по железной дороге отправляется около 20 млн т грузов в год. Основные грузы - черные металлы и зерно. В 2017 году добавился транзитный уголь.

10

До границы

Еще два участка "Укрзализныця" планирует электрифицировать в направлении границ - польской и белорусской.

Участок пути Бердичев-Житомир-Коростень в Украине заканчивается станцией Бережесть, через которую ежегодно проходит более 10 млн т грузов в обоих направлениях. Оценочная стоимость проекта - 125,2 млн евро, электрифицировать нужно 195 км. Планируется, что финансирование будет осуществляться на 50% за счет средств УЗ и на 50% - за грантовые деньги. Срок реализации - 2018-2021 гг. "Электрификация участка Госграница-Бердичев совместно с электрификацией белорусского участка ж/д путей от госграницы до станции Жлобин позволит пустить поезд "Викинг" на электротяге вплоть до Вильнюса", - отмечает Павел Руденко.

Второй участок - в западном направлении - Ковель-Ягодин-Госграница. Стоимость его электрификации 35,7 млн евро. Источники финансирования - грантовые средства ЕС, ЕИБ, средства инвесторов. Закончить реализацию проекта планируется до 2021 года. По словам эксперта, участок Ковель-Госграница (94 км), вероятно, больше направлен на развитие пассажирского сообщения с Европой (в июне 2017 года было запущен ж/д маршрут в направлении польского Холма), так как объемы грузовых перевозок были менее 1 млн т за 2017 год.

Сообщалось, что в рамках электрификации магистрали Ковель-Изов-Госграница "Укрзализныця" зайдет также на 3 километра в Польшу, где проведет аналогичные работы до станции Хрубешув. 

Из Горишних Плавней

Предполагалось, что именно участок Потоки-Золотнишино (14 км) "Укрзализныця" электрифицирует в 2017 году. Наибольший интерес к реализации такого проекта существует у Ferrexpo, так как почти весь объем грузов, отправляемых со станции Золотнишино (находится в Горишних Плавнях), генерирует Полтавский ГОК (более 10 млн т в 2017 году). Электрификация участка Потоки-Золотнишино имеет ярко выраженный эффект для грузоперевозок, но никакого эффекта для пассажирских перевозок здесь нет.

1068 (1)  

Не электрификация, но важно

В планах УЗ также расширить пропускную способность участка Запорожье - Камыш-Заря - Волноваха. Речь идет о ликвидации "узких мест". Стоимость проекта - 20,8 млн евро. Реализовать его планируют до 2020 года. Это единственный на данный момент железнодорожный путь до Мариуполя, и он играет ключевую роль как в грузоперевозках, так и для пассажирского сообщения.

"Мы понимаем важность этого проекта для восстановления и развития украинского ГМК, поэтому "Укрзализныця" запланировала на следующие три года комплексную программу модернизации и развития этого сообщения. Она будет состоять их двух этапов, каждый - по три подэтапа. По результатам реализации программы мы достигнем уровня 50 пар поездов в сутки - это полностью обеспечит перспективные потребности предприятий региона. Ожидаемый экономический эффект от реализации проекта для "Укрзализныци" составит 108 млн гривен в год", - говорил по этому поводу в конце минувшего года руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов.

Электрификация здесь пока не планируется, но она бы также не повредила.

"В случае электрификации данного участка, можно было бы значительно снизить затраты на закупку топлива для УЗ и ускорить пассажирское ж/д сообщение с Мариуполем", - резюмирует консультант ЦТС-Консалтинг Павел Руденко.

Читайте также "Бутылочные горлышки": Справятся ли припортовые ж/д станции с грузоперевозками в пиковый период