Сорок лет тому назад идущей на всех парах к коммунизму стране советов стало остро недоставать хлеба. Это вынужденно подтолкнуло ее к крупнейшей в истории покупке зерна, причем у своего главного врага – американцев. Тогда первую сделку с Москвой, опередив конкурентов, заключила Cargill. Однако, возникла интересная коллизия: советские переговорщики хотели купить зерно, но не собирались переплачивать за американский фрахт, а профсоюз американских докеров в свою очередь объявил, что не будет грузить зерно на корабли с серпом и молотом на борту. В конце концов, Cargill придумала оригинальное решение - использовать возивший нефть с Аляски супертанкер "Манхэттен", являвшийся по тем временам самым крупным транспортным судном в мире. "Манхеттен" был настолько огромным, что далеко не все терминалы могли загружать его. Поэтому приходилось делать это частями: загрузка начиналась в мелком порту и производилась до тех пор, пока позволяла осадка, затем судно отправлялось в другой порт, более глубокий, где в него загружалось еще зерно, и последние партии загружались уже на рейде с барж. В итоге почти половину необходимого зерна СССР закупил все же у Cargill, а "Манхеттен" стал первым американским судном, прибывшим в страну советов после начала периода "холодной войны". Советский рынок стал одним из ключевых для этой корпорации вплоть до войны в Афганистане.

Читайте также Крупнейшие грузовладельцы: Louis Dreyfus

Нестандартные действия и логистические решения, а также глубокое как у лучших спецслужб мира, знание рынка являются визитной карточкой Cargill. За почти 150 лет своего существования компания занималась множеством направлений – от трейдинга электроэнергии и металла до производства апельсинового сока и какао-бобов, но основной бизнес как был, так и остался – зернотрейдинг. Сейчас компания контролирует 25% всего зернового экспорта Соединенных Штатов. "С одной стороны, вы можете думать о Cargill, как о большой трейдерской компании, - говорит Волли Фалкон, заместитель директора Центра по продовольственной безопасности и окружающей среды при Стэнфордском университете, – Но их игра более эффективная и размашистая: большие объемы, низкая маржа, и просто быть умнее и быстрее, чем кто-либо другой".

Грегори Пейдж, который сегодня возглавляет Cargill, в долгосрочной стратегии откровенно ставит на черноморский регион. Он часто упоминает об Украине в своих интервью и даже неоднократно здесь бывал. Несколько лет назад он объехал на автомобиле все Черноземье и южные регионы России. Хотел лично посмотреть, как работают крестьяне, объясняет он. Пейдж считает, что у России и Украины есть все, чтобы сыграть важную роль на мировом рынке продовольствия, при этом он часто подчеркивает, что его компания рассматривает Причерноморский регион в целом, а не отдельно страны, которые его составляют. Компания Пейджа даже выступила одним из инициаторов открытия на бирже в Чикаго фьючерса на Причерноморскую пшеницу.

Шотландцы в прериях Основатель корпорации Cargill Вильям Уоллес Каргилл был сыном капитана дальнего плавания из Шотландии, который после отставки поселился на ферме в американских прериях в числе первопроходцев. Когда Вильяму выполнился 21 год, как раз окончилась гражданская война, и он отправился в Айову, где только собирались строить железную дорогу. В 1865 году "на Диком Западе" Каргилл строит свой первый амбар. Удачная стратегия логистики связанная с развитием железных дорог позволили предпринимателю постоянно быть на шаг впереди конкурентов и через тридцать лет его бизнес достиг достаточного уровня, чтобы построить самый большой в Америке элеватор размером с многоэтажный дом.

В Cargill отмечают, что на Черном море у них пока нет инфраструктуры должного уровня.

В 1898 году успешный коммерсант Джон Макмиллан, который также принадлежал к известному шотландскому клану, женился на дочери Каргилла. Через несколько лет после смерти основателя компании к власти в ней пришли представители именно этого клана. До сих пор 83% акций корпорации сосредоточено в руках более сотни наследников Макмилланов и Каргилов, а поэтому она считается крупнейшим семейным бизнесом в мире.

После смерти Вильяма Каргилла компания была наиболее близка к банкротству за всю историю своего существования. Главной проблемой был слишком большой рост, что создал огромные долги. Но Макмиллану очень помогла Первая мировая война – в 1915 году корпорация сорвала баснословный куш на зерновых биржах и быстро погасила долги.

Cargill первой начала применять телетайп для отправки биржевой информации, построила инновационный зерновой терминал в Омахе, а также создала зерновую лабораторию. Но главной заслугой Макмиллана стало создание безупречной репутации в банковских кругах - так как крупные сделки, которые стали основой развития Cargill требовали огромных кредитных линий.

На пике Великой Депрессии корпорация инвестирует огромные деньги в строительство флота для транспортировки зерна, а также разрабатывает собственный тип барж с повышенной грузоподъемностью. По окончании Второй мировой войны корпорация создает подразделение Tradax для торговли зерном в Европе, а в 1956 году создает "моду на Женеву" - первой в мире открывает трейдерское представительство в этом швейцарском городке. С тех пор именно этот город становится мировой столицей торговли товарами, так как примеру Cargill последовали и другие трейдеры.

Внимание к деталям Cargill не переставала удивлять мир смелыми решениями. Для того, чтобы увеличить прибыльность компания стала загружать свои баржи зерном, а на обратную дорогу, чтобы не везти их порожняком – например, рудой. Улучшить логистику удалось также и на железной дороге. Компанию не устраивало, что большую часть времени полувагоны простаивают. И в 1973 году первой решилась арендовать целый поезд. Состав из 115 зерновозов совершал не менее 56 поездок в обе стороны за год между терминалом в Иллинойсе и морским терминалом в Батон Руж (Луизиана). Транспортники из Cargill с гордостью отмечали, что раньше вагон в среднем проезжал 55 миль в день, тогда как с помощью эффективной логистики этот показатель удалось увеличить до 90 миль.

Даже сейчас компания не изменяет своему принципу оптимизации затрат. В 2012 году подразделение холдинга Cargill Ocean Transportation начало изучение возможных способов расширения существующих ограничений по скорости судов еще на 18% - до 9 узлов. Это может существенно повысить рентабельность перевозок, поскольку сейчас Cargill использует около 400 судов и тратит порядка 2 млрд долларов в год только на топливо.

За период с 1971 по 1981 год доход компании вырос с 2,2 млрд долларов до 28,5 млрд. Заработанные деньги Cargill инвестирует снова в рост – приобретает еще 137 элеваторов, а также покупает ряд компаний занимающихся производством кормов, муки, переработку говядины и т.д. Несмотря на замедление роста в начале 80-х вызванное эмбарго на поставки зерна в СССР, Cargill все же продолжает демонстрировать  впечатляющие темпы годового роста на уровне 15-16 процентов в течение 25 лет.

Cargill активно лоббирует идеи свободной торговли. Семейный клан Каргиллов-МакМилланов неизменно выступал за членство Китая в ВТО, за расширение торговых отношений с Кубой и Бразилией, где хотел укрепить свои рыночные позиции. Налаживание дипломатических отношений между США и Вьетнамом произошло именно тогда, когда в Cargill решили заняться там производством какао-бобов (единственное место в Азии, где это было возможно сделать по климатическим соображениям).

При этом компания довольно жестко ведет себя в условиях, когда ее контрагенты нарушают финансовые обязательства либо не выполняют в полном объеме условия поставок сырья. Когда пару лет назад в Украине был введен запрет на экспорт зерновых, а у Cargill на зерновом терминале ТИС в Южном "застряло" зерно, там сразу же с "инспекцией" появился тогдашний посол США в Украине Вильям Тейлор.

Причерноморский регион О том, что в стратеги развития Cargill Причерноморский регион играет важную роль свидетельствует, то, что корпорация была инициатором запуска фьючерса на причерноморское зерно на бирже в Чикаго, который, впрочем, пока не оправдывает возложенных на него ожиданий брокеров, но может стать неплохим инструментом уже в ближайшем будущем. В календарном 2012 году Cargill поставил на внешние рынки 879 тыс тонн украинского зерна и заняла восьмое место среди экспортеров с долей 3,3%. По итогам 2011/2012 маркетингового года компания заняла шестое место — на ее долю пришлось около 4% из 22,5 млн т зерновых.

Большие планы по экспорту зерна из региона обуславливают необходимость инвестиций в создание собственных портовых мощностей. Пока что компания довольствуется только маленьким (мощностью около 30 тысяч тонн) терминалом в Ростове-на-Дону (Россия). Это никак не может удовлетворить американцев и не соответствует масштабности их поставок.

Cargill хотела обзавестись собственными портовыми мощностями в Украине уже давно, однако не могла этого сделать из-за проблем возникших в приглянувшемся им ранее земельным участком в Ильичевском порту (ИМПТ). Ситуация сдвинулась с мертвой точки после принятия Закона о морских портах. В октябре прошлого года Cargill подписал с руководством ИМТП протокол о намерениях построить комплекс по хранению и переработке зерновых и масличных культур годовой мощностью в 4,5 млн т. В документе указано, что компания Cargill Украина планирует принять участие в концессионном конкурсе на один из целостных имущественных комплексов в Ильичевском морском торговом порту. Эксперты оценивают стоимость его строительства в 80-90 млн долларов. Интересно, что в состав делегации, посетившей Ильичевский порт, вошли представители четвертого и пятого поколений семейного клана МакМилланов, члены Совета Директоров Анна МакМиллан Педреро и Джон Макмиллан.

В киевском офисе Cargill от комментариев по поводу деятельности их компании в Украине отказались, однако важность этого проекта неоднократно подчеркивал Грегори Пейдж. "Иметь портовые мощности - это крайне необходимо с точки зрения глобального зернового рынка. Для того чтобы планировать отправку судов и удовлетворять запросы наших глобальных клиентов, нам необходим полный контроль над логистикой. У нас есть зерновые элеваторы в США, Австралии, Аргентине, Канаде и по всему миру. А на Черном море у нас нет инфраструктуры должного уровня. В Украине мы хотим создать наиболее эффективную с точки зрения затрат и надежную систему, которая бы позволила экспортировать зерновые наших украинских партнеров нашим клиентам", - рассказывает глава  Cargill в одном из своих интервью.

"Компания развивает в Украине свои наиболее профильные основные направления – зернотрейдинг, производство подсолнечного масла, а также комбикормов. Еще одно важное для нее направление – производство биоэтанола, в нашей стране Cargill пока не запустил, но в большей мере из-за отсутствия соответствующей господдержки и вообще внятной политики в данном вопросе", - рассказывает аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Товстопят. Что же касается инвестиций в собственное аграрное производство, как это сделал концерн Glencore, то в случае с Каргилл это вряд ли случиться, хотя в некоторых странах американцы и занимаются агропроизводством непосредственно. "Cargill проявил интерес к развитию производства кормов для животноводства в Украине, в этом направлении у компании есть хорошие перспективеы", - отмечает Андрей Товстопят.

Cargill с регионом Одессы связывает уже традиция. Именно в Одесский порт американцы доставляли зерно легендарным супертанкером "Манхеттен". За удачно проведенную разгрузку тогдашний начальник порта Олег Томас получил даже орден Ленина. Сегодня другая страна, другие суда, задачи, мотивации и возможности, но Cargill и зерно остаются.

Также читайте материалы ЦТС 

Крупнейшие грузовладельцы: Альфред С. Топфер

Крупнейшие грузовладельцы: Glencore