Cargill, одна из крупнейших мировых частных компаний, инвестирующих в пищевое производство, планирует сократить скорость своих судов до минимально возможного уровня с целью уменьшить расход топлива, стоимость которого достигла рекордного уровня.

Сейчас подразделение холдинга Cargill Ocean Transportation изучает возможные способы расширения существующих ограничений по скорости еще на 18% - до 9 узлов, сообщил представитель компании Джонатан Стоунли, пишет Bloomberg. При этом он не уточнил, сколько именно компании удается сэкономить на замедлении хода.

"Мы смотрим на каждое судно, чтобы понять, имеет ли инвестиция смысл", - сказал Стоунли, добавив, что Cargill использует около 400 судов и тратит порядка 2 млрд долларов в год на топливо. По его словам, суда должны быть либо новыми, либо иметь модифицированные двигатели, способные справиться с максимально низкими скоростями.

Средняя цена топлива в Сингапуре достигнет рекордных с августа 2002 года отметок в текущем году. Доля операционных затрат, связанных с заправкой судов, выросла с 30% до 70%, по данным датского судовладельца D/S Norden A/S. Удорожание горючего сопровождается избытком флота и низким спросом на перевозки импорта по морю, который упал до 14-летнего минимума.

"В нынешних рыночных условиях единственным способом заработать является безупречное исполнение. Нам предстоит еще немало головной боли, прежде чем ситуация наладится", - сказал Стоунли.

Cargill использует около 400 судов и тратит порядка 2 млрд долларов в год на топливо.

Он также сообщил, что Cargill ведет переговоры с владельцами используемых судов, дабы выяснить, что еще потребуется для дальнейшего снижения их скорости. Компания перевозит порядка 200 млн метрических тонн минералов, зерна и энергетического сырья, добавил Стоунли.

Горючее для судов, более известное как бункерное топливо, с конца декабря продавалось в среднем по 679 долл./тонна. Согласно данным Балтийской фрахтовой биржи, сухогрузы типа Panamax при скорости 14 узлов потребляет топливо на сумму 18,45 тыс. долл. в сутки по нынешним ценам.

В августе текущего года сухогрузы передвигались в среднем со скоростью 12,3 узла, по данным норвежской компании Platou Economic Research. А недозагруженный танкер, который снижает скорость с 14-16 до 8,5 узлов, сокращает расходы на бункеровку топливом на 50%. При этом продолжительность рейса возрастает на 11 дней, сообщает танкерное подразделение A.P. Moeller-Maersk. По его данным, этот план одобрили два ведущих производителя двигателей для танкеров.

Дальнейшее уменьшение скорости до 9 узлов будет считаться очень низким ходом. Контейнерные линии и владельцы танкеров начали практиковать такой подход с 2009 года, чтобы решить проблему избыточного тоннажа. Это увеличивало длительность рейса и помогало в непростой ситуации.

Средний заработок для сухогрузов в текущем году составляет 6617 долларов. Это самый низкий уровень с 1998 года и падение на 40% к предыдущем году, говорится в сообщении Clarkson Plc. А средний доход для судов типа capsize, которые являются крупнейшими перевозчиками руды, находится на самом низком уровне с 90-х годов.

Уже несколько лет Cargill изучает возможность развития в Украине собственной портовой инфраструктуры по перевалке зерна. Как отмечал раньше в интервью газете "Коммерсантъ" глава Cargill Грегори Пейдж, портовая инфраструктура в порту Ильичевск необходима компании для оптимизации экспорта зерновых. "Это крайне необходимо с точки зрения глобального зернового рынка. Для того чтобы планировать отправку судов и удовлетворять запросы наших глобальных клиентов, нам необходим полный контроль над логистикой. У нас есть зерновые элеваторы в США, Австралии, Аргентине, Канаде и по всему миру. А на Черном море у нас нет инфраструктуры должного уровня. В Украине мы хотим создать наиболее эффективную с точки зрения затрат и надежную систему, которая бы позволила экспортировать зерновые наших украинских партнеров нашим клиентам", — отмечал Пейдж. Он также подчеркнул, то, что с принятием в Украине Закона о портах возможностей у компании развивать портовую инфраструктуру станет больше.

В свою очередь, начальник ИМТП Александр Григорашенко в интервью порталу Центра транспортных стратегий заверил, что на сегодняшний день нет никаких препятствий для реализации совместного проекта Ильичевского порта с компанией Сargill. "Мы предложили руководству компании Сargill участвовать в концессионном конкурсе. Думаю, в середине октября мы проведём совместную встречу с участием руководства Министерства инфраструктуры и мэрии Ильичевска. В целом мы двигаемся в направлении подписания меморандума о намерениях. После этого можно будет говорить уже более предметно", - отметил Григорашенко.

По итогам прошлого года выручка холдинга Cargill в Украине достигла 576.2 млн евро, что по версии компании Deloitte является четвертым показателем среди всех украинских агрокомпаний. В нашу страну американская компания зашла еще в 1991 году, когда создала СП с селекционным институтом в Днепропетровске. Сегодня холдинг контролирует в Украине уже 9 предприятий (в частности, два масло-экстракционных завода и шесть зерновых элеваторов). Холдинг традиционно занимает ведущее место среди зернотрейдеров, а также производителей и экспортеров сырого подсолнечного масла.

Максим Арсланов, Игорь Гошовский - по материалам Bloomberg