Рынок автоперевозок снова лихорадит. Конфликтная ситуация возникла в Киевской области, где ряд компаний высказал недовольство против результатов конкурса по распределению маршрутов, который состоялся 7 августа 2012 года. По мнению предпринимателей, процедура была проведена непрозрачно, а правильность результатов вызывает очень большие сомнения. И 26 февраля предприятия "Клайд", "Авто-Груп", "Надія 2000", "Агробудтранс", "Кио-Транс" и "Транс-груп" не вывели на маршруты 300 автобусов, которые перевозят пассажиров между Киевом, Вишневым, Бояркой и другими населенными пунктами, протестуя против назначений на эти направления. По их словам, акция будет бессрочной и продлится до решения всех конфликтных вопросов.
Перевозчики утверждают, что, благодаря стараниям чиновников Киевской ОГА, право работать на маршрутах получило одесское предприятие "Север-транс", которое, на самом деле, не имеет возможности оперировать на маршрутах из-за недостаточного количества подвижного состава. "Были выставлены на конкурс автобусы, которые работают на действующих маршрутах Одессы и Одесской области", – заявил директор ООО "Транс-Груп" Владимир Сквира.
"В то время, когда документы поданы на конкурс, машины уже должны быть свободны и не работать на других маршрутах. У меня есть фотографии автобусов "Север-транса", которые задействованы в Одессе и Днепропетровске", – отмечает коммерческий директор ООО "Клайд" Анна Полищук. Она также добавила, что "Север-транс" имеет 20 автобусов, тогда как для обслуживания выигранных этой компанией на конкурсе 14 объектов необходимо не менее 300.
"Если бы у них были автобусы, то они сегодня бы выехали и возили бы пассажиров на этих автобусах. Но их нет. Они рассчитывают переломать тех перевозчиков, которые годами там работают. У "Север-транса" есть автобусы, которые ездят по его маршрутам, но дополнительных, которыми они могли бы перекрыть Киевскую область, нет", – говорит глава общественной организации "Объединение Богдана Хмельницкого" Богдан Хмельницкий. Он также отметил, что чиновники не удосужились сделать официальные запросы и проверить, действительно ли этот участник имел в своем распоряжении заявленные автобусы.
Однако в облгосадминистрации эту информацию опровергают. "Я не хочу говорить, что у него ("Север-транса" – ЦТС) нет автобусов, потому что каждый перевозчик подает перечень документов, который подписывается и ГАИ, и Гострансинспекцией, и налоговой инспекцией", – прокомментировал заявление компаний замглавы Киевоблгосадминистрации Владимир Максименко.
В то же время, по словам перевозчиков, "Север-транс" незаконно получил дополнительные баллы, поскольку не может соответствовать предъявляемым по условиям конкурса требованиям. "Этому предприятию сильно завышены баллы. Нашему предприятию занижены баллы. Зато "Север-трансу" насчитали баллы за медиков и механиков, которые находятся в городе Одессе на расстоянии 500 км и будут обслуживать Киевскую область. Более того, порядком проведения конкурса предусмотрено, что, если база расположена на расстоянии более 100 км, то баллы за нее не начисляются. Им также начислены баллы за сертификат одесской базы. Нам же не начислили баллы как победителям прошлого конкурса. У нас сертифицированная база в Вишневом, у нас медики и механики. То есть мы соблюдаем все условия", – сетует Полищук.
В Киевской облгосадминистрации, в свою очередь, говорят: право зайти в Киевскую либо любую другу область и участвовать в конкурсе имеет право любой перевозчик из любого региона страны. "Любое крупное предприятие, имеющее собственные автобусы. Чем больше автобусов, тем больше баллов насчитывается, чем меньше, тем меньше. И им ("Север-трансу" – ЦТС) насчитали по этим показателям больше баллов, чем мелким перевозчикам, у которых нет своих автобусов, а только арендованные, у которых нет своего врача. Поэтому, к сожалению, мелкие перевозчики, проигрывают, хотя социально это несправедливо. Нас не устраивает, что любой перевозчик из любого города может зайти в Киевскую область. Если это крупный и мощный перевозчик, он может выиграть конкурс. Мы хотим, чтобы у нас работали наши областные перевозчики и платили налоги Киевской области", - заявил Максименко.
Он также признал, что во время оформления документов рабочий орган, который занимается подсчетом баллов, действительно не зафиксировал то, что перевозчики работали на маршрутах раньше и за это имели право на дополнительные баллы. Однако, по его словам, компаниям следовало тщательнее готовить документы, которые подавались на конкурс. "Единственное, почему не были насчитаны некоторым перевозчикам 11 баллов, это потому, что они ездили раньше на маршрутах у нас в области, но для участия в конкурсе они не подали старые договора, а потому им рабочий орган не досчитал эти 11 баллов", – сказал Максименко.
Перевозчики также уверяют, что, не имея автобусов, победитель конкурса будет предлагать им продолжать работу на маршрутах, однако делиться с ним половиной своих доходов из-за того, что необходимые документы находятся у него. "Расчет был следующим: купили конкурс, купили документы, а транспорт мы должны были дать им свой, упасть под них, платить им деньги за право работать на своих законных маршрутах. Такого не будет", – возмутилась Полищук.
Владимир Максименко в ответ попросил протестующих показать ему хоть одного предпринимателя, который заносил ему в кабинет деньги. "Покажите мне перевозчика, который заносил мне в кабинет деньги. Это неправда. Я очень дорожу своим именем", – сказал замглавы КОГА.
Компании говорят, что решение конкурсного комитета не вступило в силу только благодаря многочисленным жалобам с их стороны, результатом которых стал октябрьский протокол, согласно которому необходимо провести проверку результатов конкурса и организовать повторное заседание комитета с пересчетом баллов. "Этого сделано не было. Мы вынуждены были обратиться в Киевский окружной административный суд, чтобы доказать свою правоту. Но до первого заседания нам стало известно, что судья намерен вынести решение не в нашу пользу. Причина – давление со стороны Киевской облгосадминистрации", – заявила Полищук, добавив, что заседание по делу состоится 7 марта в 11:00.
Впрочем, по мнению представителей КОГА, разрешить конфликт удастся гораздо быстрее и без участия судебных инстанций. "Было 14 августа принято решение конкурсного комитета не вводить в действие тех победителей, пока не будут рассмотрены все жалобы. На сегодняшний день ни один из этих перевозчиков не выехал на маршрут, и тот же "Север-транс" пока не ездит … Последнее заседание будет в четверг в 9:00. Думаю, что в четверг мы примем по всем конфликтным вопросам окончательное решение. И в четверг тем перевозчикам, которым будут пересчитаны баллы, если примет конкурсный комитет такое решение, выдадим разрешения, и они будут легитимно работать в Киевской области", – прогнозирует Максименко.
Однако самый болезненный вопрос пока остается нерешенным: что делать жителям пригорода, которые лишились возможности добираться на работу в Киев? Перевозчики намерены протестовать до того момента, пока не будут удовлетворены их требования. В облгосадминистрации рассчитывают, что компании осознают свою ответственность перед пассажирами и возобновят работу. "Те, кто ездил на этих маршрутах, ездят и дальше до разрешения конфликтной ситуации. Мы сняли по большинству перевозчиков эти вопросы – и по Борисполю, и по Фастову. Но остался у нас Гордиев узел – это Вишневое и Боярка … Когда я узнал об этой акции, то приглашал на 8 утра этих перевозчиков к себе на совещание, часть из них приехала ко мне. Был заместитель прокурора. Мы с перевозчиками, которые приехали, договорились, что они будут ездить. Думаю, что часть этих перевозчиков поняла, что они неправильно поступили, и до конца дня выедут на маршруты", - резюмировал Максименко.