Он собирается найти здесь 65 миллионов тонн грузов, но пока ограничился только 2-мя старыми амфорами - у российского премьера Владимира Путина с Таманским заливом свои счеты. Именно здесь он укреплял свои имидж крутого политика, ныряя с аквалангом перед телекамерами, и именно в этом месте с подачи российского лидера должен быть реализован очередной "мегапроект века" - морской порт Тамань.
Прорубить "южное" окно в мир россияне задумали уже давно. Однако, до сих пор дальше разговоров дело не шло. Реальные черты будущий порт-гигант начал приобретать только в этом году, после cдачи 1-й очереди зернового терминала мощностью 5 млн тонн - вероятность создания альтернативы украинским портам значительно возросла. В последние годы Россия особенно преуспела в строительстве маршрутов транспортировки своей продукции в обход украинской территории. "Газпром" запустил газопровод Nord stream и продолжает настойчиво говорить о "Южном потоке". "Транснефть" создала систему "БТС-2", из-за которой интерес к украинским нефтепроводам упал почти до нуля. Теперь на очереди транспорт - зависимость россиян от украинских и грузинских портов в Черном море призван преодолеть новый порт "Тамань", который в этом году превратился из погрязшего в судах долгостроя в поддержанный Владимиром Путиным проект, способный оттянуть на себя не менее 18 млн тонн украинских транзитных грузопотоков.
Долго запрягали Строительство порта на Таманском полуострове происходило так долго и запутанно, что впору было бы заподозрить в лоббировании затягивания проекта украинских транспортников: настолько это было для них выгодно. В 2001 году проект, разработанный еще в советские времена, попался на глаза трем компаниям-собственникам наливных грузов: крупнейшему в мире производителю аммиака "Тольяттиазоту", собирающемуся экспортировать сжиженный газ "Таманьнефтегазу" и "Пищевым ингредиентам", нуждающимся в масложировом терминале.
Первое из этих предприятий было сильно обижено на Украину, взявшую за правило допускать российских химиков к украинской части аммиакопровода "Тольятти-Гроловка-Одесса" по остаточному принципу - только когда отечественной продукцией занята не вся труба. Поэтому решили организовать собственную перевалку на диком побережье, подтянуть туда железнодорожные пути и заработать независимо от Киева.
Однако этот терминал так и не был введен в эксплуатацию: к предприятию начались земельные претензии, в которых химики подозревали местные власти. Объект готов на 90%: трубопроводы, резервуары и прочее имущество простаивает, а из-за блокировки железнодорожной ветки не могут заработать на полную мощность и партнеры. Пока что реально работает только терминал "Пищевых ингредиентов", за 9 месяцев нынешнего года принявший 30 кораблей с пальмовым маслом. Объемы перевалки пока невелики, и масло доставляется до ближайшей железнодорожной станции или автотранспортом.
А вокруг, по инициативе российского премьер-министра, начинает сооружаться другой проект - глубоководный незамерзающий сухогрузный порт. На него скинутся как частные инвесторы - 100 млрд рублей, так и государство – 50 млрд. Среди инвесторов - компания Global Ports, которая построит контейнерный терминал, "ЕвроХим", заинтересованный в экспорте минеральных удобрений, UCL Holding c терминалами по перевалке угля, металлов и контейнеров, "Объединенная зерновая компания", планирующая терминал по перевалке зерна, "Металлоинвест", который будет экспортировать железорудный концентрат, и "Сибирская Угольная Энергетическая Компания", также нацелившаяся на угольный терминал. Завершение строительства запланировано на 2018 год. И даже проблемы с железной дорогой, вероятно, теперь решатся: РЖД включилась в спор за право собственности на участки под подъездными путями.
Альтернатива ОПЗ? Часть этих проектов может серьезно навредить грузообороту украинских портов. Прежде всего, это касается аммиака. Мощность терминала на Тамани должна составить 2 млн тонн этого вещества в год - именно столько производит в год "Тольяттиазот", и это составляет ровно половину мощности перевалки Одесского порта - единственного на Черном море, предоставляющего такие услуги. Указанные объемы доставлялись в Одессу частично по аммиакопроводу, частично по железной дороге, а теперь, вероятно, полностью будут отправлены в новый порт. В то же время, заводу "Минудобрения" в Россоши, расположенному ближе к украинской границе, вероятно, будет выгоднее и дальше пользоваться аммиакопроводом, а не тратиться на дорогие железнодорожные перевозки, поэтому в Одесском порту частично останется и российский аммиак.
Благодаря терминалу "Уралкалия" наибольшие потери может претерпеть Николаевский морпорт, который ежегодно переваливает около 1 млн тонн российских калийных удобрений.
Существенной потерей грузопотока обернется для Украины терминал "Металлоинвеста" по перевалке железорудного сырья. Группа экспортирует его порядка 19 млн тонн, причем почти все – через наши порты. А ее новый актив в Тамани позволит самостоятельно погружать на суда до 15 млн тонн. То же касается и терминала по перевалке металлов от холдинга UCLH.
В то же время, зерновые терминалы украинским портовикам не конкуренты: почти все российские злаки и раньше шли через порты России, и неудобство состояло лишь в том, что приходилось использовать только мелководные азовские объекты. То же касается и угля: в украинских портах еле успевают переваливать отечественный экспортный уголь, и о российском пока не думают. Что касается контейнерных терминалов, то они на Черном море недозагружены, поэтому появление такого сервиса в Тамани еще больше усилит конкуренцию за этот грузопоток.
Сухой остаток явно не в нашу пользу: до 2018 года порты Украины рискуют утратить не менее 18 млн тонн, или около 17% грузопотока. Противостоять этой тенденции сложно: ведь Таманский порт застраивают сами собственники грузов, которые при любых условиях уже не будут выбирать между портами двух государств, а воспользуются своим. В то же время, в Украине отсутствуют аналогичные, поддержанные государством проекты по расширению портового хозяйства: промышленные холдинги строят перевалочные мощности для своей продукции самостоятельно. Единственный проект, хоть чем-то напоминающий Таманский – это строительство большого торгового порта в Донузлаве, о финансировании которого руководство Крыма пытается договориться с China National Technical Import & Export Corporation. Однако в этом случае дело еще слишком далеко от реализации.
У воодушевленных подводными подвигами Владимира Путина археологов осталось не так много времени для поднятия со дна морской пучины античных амфор. Как, собственно говоря, и у украинских портов, стремящихся сохранить и преумножить свои позиции в перевалке российских грузов. Ведь уже через восемь лет родные черноморские воды перестанут быть настолько "прозрачными" для чужих грузопотоков - искать свои аргументы нужно уже сейчас.
фото: premier.gov.ru