Украинская компания впервые близка к тому, чтобы приобрести портовые мощности на территории России. Один из крупнейших игроков масложирового рынка страны - агрохолдинг "Кернел" готовится к приобретению стивидорных активов группы компаний "Эфко" в порту Тамани. Газета "Ведомости" сообщает, что это будет совместная инвестиция "Кернел" и "Международной зерновой корпорации", которая является "дочкой" крупного мирового трейдера Glencore. И компания Андрея Веревского и детище Марка Рича активно конкурируют на украинском рынке, поэтому заявление о совместном приобретении активов в России стало неожиданным.

Сумма сделки не раскрывается, однако раньше активы в Тамани "Эфко" оценивала в 200-300 миллионов долларов, что и объясняет необходимость создания союза Кернел с Glencore. Ранее на актив также претендовали трейдер Louis Dreyfus и группа "Дело" Сергея Шишкарева.

МЗК и Кернел станут владельцами 100% в ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань", владеющем береговой инфраструктурой (мощности для хранения зерна, подъездные пути), и 49% в ЗАО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань", которому принадлежат причалы. "Контроль в последнем нужен "Эфко": структура управляет и причалами по перевалке растительного масла, а это профильный бизнес для российской аграрной компании", - пишут "Ведомости". Пока неясно как будут распределены доли между Кернел и Glencore.

"Портовые терминалы Кернел являются важной составляющей в процессах перевалки зерна и транспортировки масла, а также ключевым звеном в стратегии развития и роста компании. Сегодня через собственные терминалы компания экспортирует зерно, подсолнечное масло и шрот, обеспечивая гибкость маркетинговой стратегии и эффективность поставок нашим потребителям", - утверждают в агрохолдинге.

На сегодняшний день Кернел контролирует три терминала на территории Украины: Трансбалктерминал - зерновой портовый терминал в порту Ильичевск мощностью единовременного хранения 200 тысяч тонн, где переваливает как собственное зерно, так и других крупных экспортеров на суда типа  Handy-size и Panamax. А также Ойлтранстерминал - терминал по перегрузке подсолнечного масла и шрота в Николаевском порту с пропускной способностью полмиллиона тонн в год.

Кернел также реализовал опцион на покупку 100% акций Black Sea Industries (BSI), расположенного рядом с зерновым терминалом холдинга в Ильичевском морском торговом порту. Согласно биржевому сообщению компании на Варшавской фондовой бирже (WSE) стоимость сделки составила 140 млн долларов. Таким образом, терминал в Тамани станет четвертым таким активом.

"Логика инвестиций в Тамань - повторить ту вертикально замкнутую цепочку, которую компания сумела ранее успешно сделать в Украине. Здесь у Кернел 330 тысяч гектаров земли, предприятия, элеваторы и терминалы - а это позволяет весь денежный поток оставлять внутри компании", - объясняет аналитик Investment Capital Ukraine Павел Бидак. Загружать свои украиснкие терминалы российской продукцией компания по всей видимости не сможет из-за политики РФ, а также по сугубо экономическим соображениям - дополнительные затраты на транспортировку.

Планы у Кернел в России настолько масштабны, что необходимость увеличения количества собственных морских терминалов на Черном море очевидна. На сегодняшний день агрохолдинг строит маслоэкстракционный завод мощностью переработки 600 тыс. тонн в год (запуск до 2014 года, стоимость - 100 миллионов долларов), а также уже владеет тремя перерабатывающими заводами в Краснодарском и Ставропольском краях через приобретенную в сентябре 2011 года компанию "Русские масла" (РФ). Их общая мощность переработки 400 тыс. тонн семян подсолнечника в год. Кроме того, Усть-Лабинский ЭМЭК имеет мощности по производству эфирного кориандрового масла, которые в 2010 году простаивали.

У аналитика Центра транспортных стратегий Андрея Товстопята сложилось мнение, что благодаря терминалу в Тамани и удобному логистическому плечу с зерновым поясом Кубани Кернел способен войти в пул крупных международных трейдеров. "Таким способом компания наращивает объемы деятельности как зернотрейдера. Плюс, возможно, диверсифицирует политические риски - если скажем, в Украине введут квоты на экспорт зерна, а в России экспорт не ограничат, тогда будет гарантирован хотя бы какой то объем экспорта вместо ноля", - рассказывает эксперт. Он также обращает внимание на то, что мощности по перевалке масла в Тамани "Эфко" оставила в своей собственности, выставив на продажу исключительно зерновой терминал.