В расстановке сил на самом доходном сегменте российского железнодорожного рынка - по перевозке нефти и нефтепродуктов - грядут перемены. "Роснефть", на которую приходится пятая часть этих перевозок, начинает распределять их через тендеры. Об этом пишет Коммерсантъ.
Дочерняя компания "Роснефти" "РН-транс" уже готовится объявить конкурсы на право перевозки, итоги будут подведены в течение июня, сообщили изданию источники. Предполагается, что контракты, которые будут заключаться на 9-12 месяцев, начнут действовать с 1 июля.
Источники отмечают, что объемы "Роснефти" слишком велики, чтобы выставлять их на тендер одним лотом. Скорее всего, будет несколько конкурсов - по разным направлениям перевозок и НПЗ.
Часть объемов перевозит сам "РН-транс", их на тендер могут не выставить (компания арендует несколько тысяч цистерн у "УВЗ Логистики", срок договора - до конца года). На конкурсах будет распределено около 40 млн тонн, прогнозируют потенциальные участники тендеров. В зависимости от сезонности "Роснефти" постоянно необходимо 30-40 тыс. цистерн. Только вагонная составляющая заказа (с которой получает доход оператор), как оценивают источники издания, превысит 13 млрд рублей (416 млн долларов).
Основным партнером "Роснефти" по перевозке нефти и нефтепродуктов сейчас является крупнейшая в стране Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина. На ее долю приходится, по разным оценкам, 35-45% от общих объемов. Среди других крупных партнеров - "Трансойл" и "Нефтетранссервис" (НТС). В ПГК и НТС подтвердили, что готовы участвовать в тендерах. В "Трансойле" заявили, что "рассмотрят условия".
Участники рынка не ждут, что структура партнеров "Роснефти" по итогам тендеров сильно изменится. "Почти наверняка получат часть лотов и НТС, и ПГК, и "Трансойл". Другое дело, что вполне могут измениться их доли, конкуренция ожидается серьезная", - полагает один из собеседников.
Другой добавляет, что в тендерах наверняка примут участие "СГ-транс" (принадлежит АФК "Система"), а также Globaltrans, которые "вполне способны развернуть борьбу за отдельные лоты". Половину цистерн "СГ-транса" и так может использовать "РН-транс" по действующему контракту, но источник, близкий к "Системе", подтверждает интерес к тендерам. В Globaltrans от комментариев отказались.