В Мининфраструктуры подготовили приказ, позволяющий "Укрзализныце" самостоятельно предоставлять грузоотправителям до 50% скидки на перевозку. Ожидается, что компаниям станет проще договариваться с УЗ о тарифах на перевозку транзитных грузов. Об этом пишет Коммерсантъ-Украина в статье "Транзитным грузам станет легче".
Планируется, что скидки можно будет устанавливать для определенных направлений или же по конкретным номенклатурным грузам. Их можно будет ввести при условии увеличения грузопотока на конкретном направлении или же для сохранения существующих объемов. Кроме того, скидка не должна делать перевозку груза убыточной.
Сейчас УЗ может предоставлять грузоотправителям до 30% скидки, причем монополия вынуждена согласовывать льготы с Мининфраструктуры. Такой порядок был введен в прошлом году, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны чиновников УЗ. Однако в итоге правила усложнили процесс переговоров с грузоотправителями, сообщили в администрации - скидки нужно предварительно обсуждать, а потом регистрировать изменения в Минюсте.
С новыми полномочиями УЗ, как ожидает Мининфраструктуры, сможет привлечь дополнительный транзитный грузопоток. По итогам прошлого года транзит грузов в стране снизился на 17,9% до 41,9 млн тонн и составил лишь 40% от потенциала железных дорог страны. Перевалка транзита в портах сократилась на 6 млн тонн до 33,8 млн тонн. В частности, сильно упал транзит угля, нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений. При этом транзитные перевозки - наиболее прибыльное направление для УЗ, их рентабельность в 2-2,5 раза выше внутренних перевозок, поскольку тарифы на них устанавливает сама УЗ, а не Кабмин.
Удержать транзитные грузы довольно сложно, считают эксперты. Около 70% их объема составляют грузы из России, которая сейчас целенаправленно переводит грузы в российские порты. Кроме того, на ситуацию, безусловно, влияют и тарифы. Стоимость перегрузки тонны угля в балтийских портах на 5 долларов ниже, чем в Южном, отмечал ранее директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.