Российский рынок железнодорожных перевозок падает пятый месяц подряд. В апреле погрузка снизилась на 3,5% до 102,7 млн тонн, с января по апрель общее падение составляет уже 4%, пишет Коммерсантъ со ссылкой на официальные данные РЖД.
Из основных грузов стабильны только объемы каменного угля - 103,1 млн тонн за четыре месяца (рост на 0,2%), а также железной и марганцевой руды - 35,8 млн тонн (+1,7%). Стабилизировались объемы минудобрений - 15,6 млн тонн (+0,8%). Нефть и нефтепродукты показали падение на 3,3% до 84,3 млн тонн. Объемы строительных грузов снизились на 6,6% до 48,9 млн тонн. Погрузка черных металлов упала на 6,6% до 23,8 млн тонн.
Железнодорожники считают, что по итогам года отыграть падение уже не удастся. "Если в конце четвертого квартала мы говорили, что рост на 0,7% или уровень 2012 года наиболее реалистичны, то на сегодняшний день итоги четырех месяцев, которые демонстрируют в среднесуточном исчислении снижение на 3,2%, заставили нас еще раз переоценить, и получаются потери к уровню 2012 года более 30 млн тонн, или минус 2,4%", - заявила глава Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Елена Кунаева.
Впервые после кризисной осени 2009 года РЖД зафиксировала падение погрузки в декабре 2012 года (оно составило 3,7%), но негативные прогнозы руководство монополии начало озвучивать еще осенью. Падение продолжается уже пять месяцев подряд, хотя еще недавно в РЖД надеялись на стабилизацию ситуации весной. В самой монополии основной причиной проблем называют снижение темпов роста промпроизводства в стране. Но аналитики говорят также об оттоке грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт.
В частности, глава Некоммерческого партнерства операторов ж/д подвижного состава Ольга Лукьянова отмечает, что по темпам роста перевозки автотранспорта существенно опережают железнодорожные. Так, в первом квартале 2013 года грузооборот автотранспорта увеличился на 2,4%. "Если 10–20 лет назад традиционно зоной конкуренции были перевозки на расстояния, не превышающие 500 км, то в последние годы растет доля автоперевозок и на более дальние расстояния, вплоть до 4-5 тыс. км", - пояснила Лукьянова, добавив, что на авто переходят в первую очередь высокодоходные грузы.