Производство грузовых вагонов, которое в 2012 году достигло в России исторического максимума, в январе упало на 11%. Участники рынка рассчитывают на господдержку и запрет на продление сроков эксплуатации вагонов, что должно подстегнуть спрос. Однако эксперты все равно прогнозируют рынку падение, при этом украинским производителям останется доля в несколько тысяч единиц вагонов, пишет Коммерсантъ.

По данным Росстата, производство грузовых вагонов в России в январе снизилось до 4,4 тыс. В 2012 году производство вагонов выросло на 13,3% и достигло исторического максимума - 71,2 тыс. штук. Спрос начал падать еще в декабре - тогда производство сократилось на 2%.

По данным "Infoline-Аналитики", "Уралвагонзавод" в январе сократил выпуск вагонов на 23%, "Рузхиммаш" - на 19%, Новокузнецкий вагонзавод - на 36%. Незначительный рост производства (на 8% и 12%) среди крупных производителей показали лишь "Алтайвагон" и Армавирский завод тяжелого машиностроения.

Осенью прошлого года глава УВЗ Олег Сиенко прогнозировал, что в 2013 году в России будет продано "максимум 50 тыс. вагонов". В 2012 году объем продаж превысил 90 тыс. грузовых вагонов.

Сейчас в качестве основных мер поддержки спроса обсуждается запрет продления сроков службы вагонов, тарифные преференции для инновационных вагонов, запуск утилизационной программы. Кроме того, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, могут быть введены таможенные пошлины на вагоны из Украины и ограничения на закупки украинских вагонов государственными лизинговыми и операторскими компаниями.

Впрочем, по мнению Бурмистрова, "даже реализация всех планируемых и обсуждаемых мер господдержки позволит поддержать спрос на подвижной состав в России на уровне не более 45-48 тыс. вагонов", из них в России будет произведено до 40 тыс. единиц. Таким образом, выходит, что на долю украинских производителей, для которых рынок РФ самый важный, останется лишь несколько тысяч вагонов.

По мнению Бурмистрова, сильнее всего "пострадают заводы, ориентированные на выпуск полувагонов".