Часть акций ОАО "Ванинский морской торговый порт" могут получить или уже получили структуры РЖД, пишет Коммерсантъ.
18 января "Мечел" сообщил, что его транспортная "дочка" продала 71,8% обыкновенных акций (53,8% уставного капитала) порта Ванино "российским и иностранным инвесторам", оставив себе только 1,5% акций (1,12% уставного капитала).
Наиболее очевидными зарубежными партнерами по сделке участники рынка называют южнокорейские корпорации STX и Posco. Вместе с тем, сразу несколько источников сообщили изданию, что российским партнером "Мечела" может быть одна из структур, близких к РЖД, более того, монополия в дальнейшем может стать акционером Ванино.
Высокопоставленный источник в РЖД подтвердил, что "было бы интересно получить долю в порту", но в объявленной сейчас сделке компания не участвует.
По словам источника, сейчас идут переговоры между РЖД и "Мечелом" о развитии железнодорожной инфраструктуры восточного участка БАМа. "Мечелу" для освоения Эльгинского угольного месторождения необходимо, чтобы пропускная способность участка до Ванино выросла приблизительно на 12 млн тонн, пояснил источник. РЖД может вложить в этот проект 40 млрд рублей (1,3 млрд долларов) и считает его окупаемым в течение 20 лет, сейчас как раз обсуждается схема финансирования.
Директор по развитию ПортНьюс Надежда Малышева напомнила, что РЖД активно участвовала в создании порта Усть-Луга и до сих пор является его совладельцем. По ее мнению, вероятно, "Мечел" и его партнеры изначально покупали порт с прицелом на развитие железнодорожной инфраструктуры.
ОАО "Ванинский морской торговый порт" является одним из стивидоров порта Ванино. Грузооборот стивидора в первом полугодии 2012 года составил 2,7 млн тонн (за целый год данных пока нет). "Мечел" намерен уже в 2013 году нарастить мощности по перевалке углей до 7 млн тонн. В целом, в порту Ванино в прошлом году было перевалено 20,3 млн тонн (+6,5% к 2011 году).