Правительство России одобрило госпрограмму развития судостроения до 2030 года. Полностью ее параметры не раскрываются, однако известно, что на строительство гражданских судов направят 605 млрд рублей (19,2 млрд долларов), из которых 338 млрд - за счет бюджета. Об этом пишет Коммерсантъ.
В 2013-2015 годах на развитие гражданского судостроения из бюджета будет выделено 51,8 млрд рублей, в 2016-2020 годах - 115,2 млрд рублей, в 2021-2025 годах - 116,8 млрд рублей, в 2026-2030 годах - 54,1 млрд рублей.
Гражданская часть госпрограммы состоит из пяти подпрограмм. На "формирование научно-технического задела в целях создания универсальных базовых платформ гражданской и военной техники" из бюджета будет направлено 123 млрд рублей. На развитие гражданской морской и речной техники из бюджета пойдет 90,3 млрд рублей, а на развитие производственных мощностей гражданского судостроения - еще 27,5 млрд рублей.
Четвертая подпрограмма, которая предусматривает непосредственно господдержку судостроения, потребует еще 43,4 млрд рублей. Они будут направлены в том числе на "создание стимулов для расширения закупок российскими заказчиками гражданских судов. Пятая подпрограмма предполагает выделение 5,6 млрд рублей на аналитическое сопровождение программы.
Основной упор в программе делается на технику для освоения шельфа, ледоколы и рыбопромысловый флот.
В докладе министра промышленности и торговли Дениса Мантурова говорится, что бюджетное финансирование необходимо для лизинга речных и рыбопромысловых судов и создание стимулов для ускоренной утилизации таких судов. Минпромторг предлагает создавать особые экономические судостроительные зоны (пока началось создание лишь одной в Астраханской области) и выделять квоты под строительство судов.
По мнению гендиректора Крыловского государственного научного центра (принимал участие в разработке программы) Андрея Дутова, средства нужно направить на поддержку не только государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), но и частных производителей, например за счет развития лизинга речных и рыбопромысловых судов.
В целом к 2030 году Минпромторг рассчитывает увеличить долю российского гражданского судостроения на мировом рынке с нынешних 2% до 10% в стоимостном выражении, а в количественном - с 0,5% до 2%.