Нефтехимический холдинг "Сибур" в расчете на увеличение рынков сбыта собственной продукции предлагает перевести вертолеты на газомоторное топливо, пишет RBC Daily

Компания обещает уже в ближайшее время представить первые образцы топлива для вертолетов, созданного в результате переработки попутного нефтяного газа. Впрочем, "Сибур" вряд ли может претендовать на звание первопроходца, ведь прототип вертолета, работающего на газовом топливе, был создан еще 20 лет назад и мог бы быть пущен на металлолом.

Как уверяют в "Сибуре", благодаря использованию авиационного сконденсированного топлива (АСКТ), получаемого из попутного нефтяного газа (ПНГ), ресурс вертолетных двигателей увеличивается на 25-30%, а расход топлива повышается на 5-7%. Но при этом АСКТ может оказаться дешевле авиационного керосина в полтора-два раза, рассказал РБК daily официальный представитель нефтехимического холдинга. "Топливо имеет повышенную эффективность при эксплуатации в зимних условиях и является экологически более чистым. Кроме того, в конечной цене авиакеросина существенную часть составляет доставка, а производство в значительной мере сконцентрировано в европейской части РФ", - отмечает он. А предлагаемое вертолетное топливо можно производить в Западной Сибири на местных газоперерабатывающих заводах. Инжиниринговый центр "Сибура" - "НИПИгазпереработка" - уже подписал с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) договор на выполнение исследовательских работ по теме "Исследования возможности производства АСКТ из попутного нефтяного газа на ГПЗ и промысловых объектах".

Возможность использования АСКТ в авиации еще в 1980-х годах изучал Росавиакосмос. В 1984 году к изучению использования газа подключилась "НИПИгазпереработка". Через год были проведены стендовые испытания модифицированного вертолетного двигателя ТВ2-117 (завод им. В.Я. Климова). В начале 1990-х Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля при участии ОАО "Интеравиагаз" провел первые испытания вертолета на газовом топливе. В 1995 году первый промышленный образец нового вертолета был представлен на авиасалоне МАКС.

По словам гендиректора "Интеравиагаз" Вячеслава Зайцева, позже проект "Газолет" был законсервирован: "Нам удалось его сохранить и не пустить на металлолом". По его словам, деньги, которые в 2007 году правительство выделило на "Газолет" по подпрограмме "Развитие производства авиационной техники малой авиации на 2008-2015 годы", так и не дошли до производителя. "Мы лишь можем привлечь к проекту внимание, так как он выгоден для России", - отмечает Вячеслав Зайцев. По его словам, на сертификацию вертолета, работающего на газе, потребуется минимум 300-500 млн руб. Еще 250-500 тыс. долл. понадобится на переоборудование каждого вертолета техникой для работы на газе.

"Проект по возможному использованию АСКТ для вертолетов прорабатывался специалистами холдинга "Вертолеты России" ранее, технически в его реализации нет непонятных вопросов, были проведены соответствующие опытно-конструкторские работы по двигателю, был изготовлен опытный вертолет. Такое топливо использовать можно и с экологической точки зрения даже нужно. Кроме того, вертолеты такого типа повысили бы наши конкурентные преимущества на традиционных рынках, прежде всего в России, где мы смогли бы предлагать "газовые" вертолеты для эксплуатации, допустим, в северных регионах", - отмечает официальный представитель холдинга "Вертолеты России". Правда, потребуется учесть интересы не только потребителей, но и поставщиков сырья. "Будет ли выгодно нефтяному сектору заниматься продажей сырья и по каким ценам? Где гарантии, что отпускная стоимость АСКТ не сравняется со стоимостью традиционных видов топлива?" - отмечает представитель "Вертолетов России". Как возможную площадку для производства такого вертолета он называет Казанский и Улан-Удинский вертолетные заводы.

Официальный представитель UTair (крупнейший в России эксплуатант вертолетной техники) отмечает, что авиакомпания будет рассматривать возможность полетов на газовом топливе только после того, как появится реальный продукт.