Министерство транспорта России подготовило проект отзыва правительства на законопроект от ЛДПР о черных списках пассажиров, которые замечены в грубых нарушениях правил безопасности на борту. По замыслу ЛДПР, авиакомпании получат право не продавать билеты таким клиентам в течение пяти лет, пишут Известия.
"Правительство РФ поддерживает предложения о формировании перевозчиками списков пассажиров, совершивших на борту воздушного судна действия, угрожающие безопасности полетов", - говорится в проекте отзыва.
В текст законопроекта предлагается включить ряд уточнений, в частности, об упорядочении списка действий, которые могут привести в черный список, о процессе оформления нарушений, уведомления пассажира о внесении в список и о праве пассажира на обжалование.
Главная юридическая сложность введения нормы о черных списках состоит в том, что она противоречит Гражданскому кодексу. "Согласно ч. 3 ст. 426 ГК, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить услуги не допускается", - напоминают авторы отзыва. Ст. 426 ГК нужно поменять - и добавить туда для авиакомпаний специальное исключение.
Чтобы составление черных списков не противоречило закону о персональных данных, правительство рекомендует определить цель составления списков - безопасность полетов - и отказаться от их опубликования. Еще до покупки билета пассажира предлагается информировать, что авиакомпания имеет право использовать его персональные данные в случае необходимости.
Ранее законопроект о черных списках поддержали "Трансаэро", "Аэрофлот" и глава Росавиации Александр Нерадько. Если законопроект будет окончательно поддержан правительством, то как ожидается, он может быть рассмотрен в Госдуме уже в начале осени.
Председатель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков назвал безобразием тот факт, что для авиакомпаний может быть внесено специальное исключение в Гражданский кодекс. По его словам, черные списки могут быть инструментом для авиакомпаний, чтобы не обслуживать неудобных пассажиров - тех, кто имеет юридический конфликт с компанией или требует внимания.
"Есть определенная категория пассажиров, которые авиакомпаниям не нравятся. Они, скажем, права качают, в суды обращаются - не только дебоширы, которые хулиганят на борту, - отмечает Аншаков. - Есть какие-то пассажиры, которых не хотят перевозить... Есть, например, инвалиды, с которыми авиакомпаниям не хочется связываться, потому что нужна инфраструктура и обученный персонал, чтобы доставить инвалидов на борт".