Минтранс России разработал поправки в Воздушный кодекс, позволяющие авиакомпаниям продавать невозвратные билеты. Проект закона уже обсуждался с рядом ведомств и, как ожидается, будет принят к концу 2012 года, пишут Ведомости.
"Применение невозвратных тарифов позволяет авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные направления и даты по сниженным ценам", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Отмечается, что такие билеты "покупают социально незащищенные слои населения", при этом нивелируется риск, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки.
Сейчас возвращается около 8% билетов, отмечается в пояснительной записке, и экономия российских авиакомпаний может составить примерно 23 млрд руб. в год (702,6 млн долларов).
Представитель "Аэрофлота" рассказал газете, что невозвратные билеты разрешены в большинстве стран, но в России они под запретом с 2008 года. С этим ограничением собеседник связал и невозможность сейчас российским авиакомпаниям предлагать часть билетов по очень дешевым тарифам.
"Отсутствие низких тарифов - одна из главных причин неудач российских лоукостерских проектов", - отмечает Виталий Коренюгин, работавший в первом из них, Sky Express. С ним согласен и гендиректор авиакомпании "Нордавиа" Олег Ветвинский, который считает, что невозвратных тарифов достаточно для появления в России настоящих дискаунтеров.
Вместе с тем председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что невозвратные тарифы вводятся не для поддержки лоукостеров (которых в России нет), а в интересах традиционных авиакомпаний. "Этот закон встретит с нашей стороны противодействие. Практика невозвратных тарифов - это не то, что нужно перенимать у Запада. Если услуга не оказывается, покупатель должен иметь возможность вернуть свои средства", - подчеркивает Янин.