Вице-президент РЖД Валерий Решетников написал письмо в Минэкономразвития с просьбой не продавать пакет акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), который находится у структур монополии, вместе с госпакетом (20%), пишут Ведомости со ссылкой на несколько источников, близких к порту. Данную информацию подтвердил и неназванный сотрудник монополии.
До конца года РЖД планирует выкупить у Транскредитбанка (ТКБ) 2,5% акций НМТП, сообщил источник, близкий к монополии. Эти бумаги были заложены в бывшем дочернем банке по сделке репо, уточняет он, до конца года кредит будет погашен и акции можно будет выкупить. По его словам, сделка пройдет по цене продажи, которая близка к цене IPO порта, состоявшегося в 2007 году, и примерно вдвое выше текущих котировок. Тогда РЖД приобрела 5,4% НМТП: 2,9% - отраслевой НПФ "Благосостояние", остальное - у двух "дочек" ТКБ.
РЖД нужно сохранить долю в порту, чтобы иметь возможность участвовать в управлении им, говорит представитель РЖД. До прошлого года, когда 50,1% акций НМТП купили группа "Сумма" и "Транснефть", представители РЖД входили в совет директоров порта.
Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов связывает желание РЖД сохранить пакет в НМТП с ее возможным участием в приватизации госпакета, которая состоится до конца 2012 года. В 2011 году президент РЖД Владимир Якунин говорил, что монополия планирует принять участие в приватизации 20% НМТП. Если пакет достанется РЖД, они вместе с "Транснефтью" (эффективная доля в НМТП - 25%) фактически получат контроль над портом, полагает Юминов. Участие РЖД в сделке маловероятно, говорит сотрудник монополии: в рамках реформы она, наоборот, продает активы.
В начале года вице-премьер Игорь Сечин предложил внести доли государства, РЖД и ТКБ в уставный капитал "Роснефти". Предложение продать блокпакет поддержало и Минэкономразвития. Это "позволит значительно повысить интерес инвесторов", убеждала премьера Владимира Путина министр Эльвира Набиуллина.
РЖД по поручению правительства подготовила предложения о продаже 5% НМТП, говорит сотрудник монополии. Основных вариантов, по его словам, два: продажа госпакета на аукционе, победитель которого получит опцион на 5%-ную долю РЖД; и одновременная продажа пакетов.
Читайте также статью ЦТС "Новороссийская история: почему капитализация крупнейшего порта России упала в два раза" и раздел "Порты России".