Мининфраструктуры разработало проект постановления Кабмина о Морском едином окне. Это будет информсистема, которая позволит упорядоченно собирать и анализировать данные о заходящих в украинские порты судах с доступом к ним органов доходов и сборов страны.

Предусматривается, что единое окно позволит исполнительной власти лучше взаимодействовать в части осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других видов госконтроля.

Морское единое окно внедрит Администрация морпортов Украины (АМПУ), а информсистемы электронного взаимодействия с ним - участники портового сообщества совместно или по отдельности. Под термином "портовое сообщество" понимается два или более субъекта хозяйствования, которые работают в морпорту; органы государственной власти, ответственные за различные виды контроля; агенты, экспедиторы и т.п. субъекты.

В отношении контрольных процедур предполагается уточнить принцип молчаливого согласия - если орган власти в установленный срок не издал негативных предписаний, то контроль считается пройденным.

"При осуществлении соответствующего вида контроля в пунктах пропуска для международного морского сообщения при условии отсутствия возражений со стороны госорганов, уполномоченных осуществлять соответствующие виды контроля в пунктах пропуска через госграницу, по истечении времени, установленного технологической схемой пропуска через госграницу лиц, транспортных средств и товаров, положительное решение о результатах осуществления контроля считается принятым", - так будет звучать норма в Типовой технологической схеме пропуска через госграницу лиц, авто-, водных, ж/д и воздушных транспортных средств и товаров, перемещаемых ими.

Сейчас принцип молчаливого согласия в документе выписан более широко.

В пояснительной записке к проекту постановления Кабмина говорится, что хотя Информсистема портового сообщества (ИСПС) и внедрена с 2013 года в портах под лозунгом "Единое окно - локальное решение", однако на практике ее функционирование не соответствует заявленным целям.

Кроме того, ИСПС сейчас противоречит законодательству Украины, так как ведет эту систему частная компания, произвольно собирающая плату за доступ к ней.

"Получив 100% монополию на этот вид услуг частная компания устанавливает самостоятельно тариф, который сейчас составляет 98,1 гривен с НДС за единицу измерения - контейнер. К настоящему времени обоснования почему оплата осуществляется за контейнер, а не за документ (поскольку для обработки подается именно документ), получить не удалось. Экспедиторы, которые не соглашаются - получают сообщение от поставщика услуг об отключении, после чего отключаются от доступа к ИСПС. Получить именно такую услугу у другого субъекта невозможно", - говорится в пояснительной записке.

В МИУ приводят пример, что расходы транспортно-экспедиторских организаций только в Одесском морпорту на оплату доступа к ИСПС в период с 1 января 2017 года по 21 августа 2017 года составили 12,831 млн гривен с НДС.

В целом, в министерстве констатируют, что "по состоянию на сегодня в Украине не реализован принцип "единого окна" при предоставлении услуг сферы морских портов Украины".

Обсуждение проекта постановления Кабмина о внедрении Морского единого окна завершается 12 октября. Принять участие в нем можно здесь.