Доля российских товаров в импорте ЕС за 2013-2015 гг. снижалась быстрее, чем доля ЕС в российском товарном экспорте. Такие выводы сделали эксперты РАНХиГС Александр Кнобель и Александр Фиранчук, передают Ведомости.
Поскольку доля ЕС в мировом импорте относительно стабильна, такая динамика взаимных долей России и ЕС говорит о том, что Россия потеряла позиции на мировых рынках по нескольким категориям товаров - и в среднем на четверть, заключают авторы.
Экспорт России в ЕС сократился за два года с 275 млрд до 150 млрд долларов - в основном из-за падения мировых цен на энергоресурсы. Доля России в закупках ЕС из-за рубежа (исключая торговлю между самими странами ЕС) сократилась на треть, с 12,3 до 7,9%, а доля ЕС в экспорте России снизилась лишь примерно на одну десятую, ЕС по-прежнему остается для России крупнейшим рынком сбыта (48,2% экспорта товаров в 2015 году, в 2013-м - 53,8%).
Среди несырьевых товаров Россия нарастила долю в импорте ЕС по удобрениям, алюминию, меди, бумаге и картону, свинцу. Исходя из того, что доля ЕС в мировом импорте алюминия последние четыре года изменялась несильно, Россия вероятно нарастила свою долю и на мировом рынке алюминия, по прочим товарам она почти не изменилась.
Напротив, синхронное снижение взаимных долей России и ЕС по таким товарным группам, как минеральное топливо, продукты неорганической химии, каучук, резина, черные металлы и никель, означает потерю Россией своих позиций на мировых рынках этих товаров. Сильнее всего упал экспорт легковых и грузовых автомобилей (на 26 и 30%). В стоимостном выражении несырьевой экспорт за два года сократился, по данным Центробанка РФ, на 18%.
Причина слабого роста нетопливного экспорта в физическом выражении (при падении - в стоимостном), несмотря на получение экспортерами существенных преимуществ из-за девальвации, не в снижении внешнего спроса на продукцию, а в трудностях российских предприятий, заключают эксперты.
При девальвации за счет снижения рублевых издержек при росте рублевой цены теоретически у каждой отрасли появляется дополнительный экспортный потенциал, однако на практике им удается воспользоваться только отраслям со средней и низкой степенью переработки. В отраслях, где велика доля импорта в материалах, сырье, комплектующих, издержки растут, а не снижаются - прежде всего это отрасли машиностроения, производства транспортных средств.