Внешэкономбанк (ВЭБ) начинает первый проект в области транспортного строительства за пределами России. Госкорпорация может стать ключевым инвестором строительства в Киеве новой ветки метрополитена, которая свяжет жилой массив Выгуровщина-Троещина на левом берегу Днепра с центром города. Проект стоимостью $1,5 млрд предполагает строительство 12 новых станций, сооружением которых займется генподрядчик из России. ВЭБ уже ведет переговоры со структурами совладельца "Трансмашхолдинга" Андрея Бокарева и бывшего главы совета директоров петербургского "Вагонмаша" Сергея Кияшко.

О том, что структуры ВЭБа могут профинансировать строительство киевского метро, сообщила на прошлой неделе на своем сайте администрация города Киева. В пресс-службе ВЭБа "Ъ" сообщили, что ОАО "Федеральный центр проектного финансирования", дочернее общество госкорпорации, "выиграло конкурс, организованный городом Киев, на услуги инвестиционного консультирования по формированию проекта строительства четвертой линии метро г. Киев на условиях ГЧП (государственно-частное партнерство.— "Ъ")". Сообщить детали представитель ВЭБа отказался. Однако "Ъ" удалось выяснить подробности проекта. 

Общая стоимость проекта оценивается в $1,5 млрд, рассказал "Ъ" источник, знакомый с его деталями. "Речь идет о строительстве 12 новых станций киевского метрополитена. Новая ветка пойдет с правого берега Днепра на левый, с которым сейчас нет достаточного сообщения. При этом нам придется достраивать мост. В перспективе эта ветка метро будет достроена до аэропорта Жуляны",— рассказал он "Ъ", уточнив, что руководство города поставило задачу выйти на левый берег к 2015 году. 

Ключевым инвестором строительства новой ветки может стать ВЭБ, который рассчитывает привлечь в этот проект Проминвестбанк, свою украинскую "дочку". Однако источники "Ъ", близкие к ВЭБу, не исключают, что часть средств может привлечь и генподрядчик как соинвестор проекта. Создавать консорциум инвесторов будет другая "дочка" госкорпорации — "ВЭБ Капитал". В переговорах с украинской стороной лично участвовали председатель ВЭБа Владимир Дмитриев и глава "ВЭБ Капитала" Юрий Кудимов. Источник "Ъ", близкий к ВЭБу, сообщил, что 3 сентября в ходе их встречи с главой администрации Киева Александром Поповым в целом обсудили проект. "Дмитриев позитивно высказался относительно перспектив вхождения ВЭБа в этот проект",— отметил собеседник "Ъ". 

Строить новую ветку киевского метро будет генподрядчик из России. "Украинская сторона знает об этом нашем пожелании и относится к нему с пониманием. Переговоры на этот счет уже ведутся. Конечно, в качестве субподрядчиков будут привлекаться украинские компании",— продолжает один из собеседников "Ъ". Назвать кандидатуры на роль генподрядчика он отказался.

По информации "Ъ", стать генподрядчиками проекта в Киеве готовы структуры, связанные с совладельцем "Трансмашхолдинга" Андрея Бокарева и бывшего главы совета директоров петербургского ЗАО "Вагонмаш" Сергея Кияшко. Им уже было направлено предложение, добавляет один из собеседников "Ъ". Представители бизнесменов не стали комментировать эту информацию. Источник "Ъ", близкий к господину Кияшко, подтвердил "Ъ", что предложение строить ветку метро в Киеве действительно поступало. Он напоминает, что после кризиса 2008 года господин Кияшко пытался консолидировать пакет ОАО "Киевметрострой". 

Первый замначальника Главного управления экономики и инвестиций администрации Киева Роман Качур сообщил, что это будет "один из крупнейших проектов, реализованных в Украине по принципу концессии". Но источники "Ъ", близкие к ВЭБу, говорят, что финансовая модель проекта пока не выбрана. Есть два варианта — создание концессии и заключение контракта жизненного цикла (КЖЦ). В первом случае возвратность средств инвестора напрямую зависит от объема средств, собираемых за проезд. Но городские власти не хотят существенного повышения платы за проезд в киевском метро, утверждают собеседники "Ъ". Главная же особенность схемы КЖЦ — подрядчик строит линию за собственные средства, а государство начинает платить ему только с момента ввода объекта в эксплуатацию. Но в этом случае инвестор фактически получает госгарантии. Сейчас в бюджете Киева на цели строительства метро заложено $100 млн в год. 

Кроме того, часть инвестиций ВЭБ сможет вернуть за счет застройки территорий вокруг метро. Мировая практика показывает, что на таких проектах можно покрыть до 20% расходов на строительство объекта, отметил источник "Ъ", близкий к ВЭБу. 

Насколько желание ВЭБа выйти на инфраструктурный рынок Киева носит долгосрочный характер, станет понятно после выборов в Верховную раду, назначенных на октябрь, считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. "Перед выборами электорату необходимо пообещать крупные социально значимые проекты — такие как строительство метро. В таком проекте могли бы участвовать и западные банки, работающие на Украине, но на Западе сейчас рецессия, а с ВЭБом, вероятно, было проще договориться",— отмечает эксперт. 

До сих пор самым крупным зарубежным проектом ВЭБа была реконструкция и модернизация ряда предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Госкорпорация предоставила ОАО "Нефтегазовая инновационная корпорация" €1,1 млрд из требуемых €1,57 млрд. Кроме того, ВЭБ предоставил €300 млн на строительство третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 в Казахстане и €22,5 млн на модернизацию электрических сетей Армении.