За минувшую неделю в рамках проекта L.A.B. Logistics Agro Benchmark с коллегами из "Мариупольской Инвестиционной Группы" и ЦТС довелось побывать на портовых зерновых терминалах в Германии. В чем-то их работа схожа с нашей, есть определенные отличия, но один момент удивил, пожалуй, больше всего – количество занятого персонала на терминалах. Так, на терминалах ATR в Любеке и Ростоке работает по 8 и 10 человек соответственно, на терминале Silo P.Kruse в порту Гамбург – 15 человек. В это же время у нас на терминале "УкрТрансАгро" работает около 80 человек. А это ставит вопрос как соответствующего фонда заработной платы, так и вопрос об эффективности работы в целом.
При ближайшем рассмотрении стало понятно, что немцы считают только основной персонал, задействованный на постоянной основе на терминальных мощностях в технологическом процессе. Все вспомогательные работы (например, ремонты) выполняются с привлечением специалистов на аутсорсинге, либо же выполняются в головных офисах управляющих компаний (бухгалтерия, IT) и не имеют прямого отношения к работе терминалов. У нас же все эти кадры числятся в штате предприятия.
Еще один важный момент заключается в том, что в Германии более либеральное трудовое законодательство, позволяющее более гибко подходить к построению графика работы персонала. У нас же законодательство более жесткое – чтобы изменить график рабочего, необходимо его предупредить за 2-3 месяца, что не всегда возможно так как во многих случаях мы не можем планировать объемы производственных потребностей на такую временную перспективу.
Потому в плане гибкости немецкая модель организации трудового процесса персонала более эффективна. Это дает гораздо большую экономию их компаниям, чем при таких же условиях в Украине.
Большей гибкости способствует и то, что в Германии для работников терминалов характерна высокая степень универсализации – один специалист может выполнять функции нескольких. У нас также практикуется такой подход, но все же за человеком сохраняется основная специализация. Сейчас мы стараемся применять практику горизонтальных перемещений сотрудников по оргструктуре предприятия, чтобы люди максимально раскрывали свой потенциал на различных позициях и получали возможности карьерного роста. Таким образом, они получают знания и опыт в смежных профессиях.
Хочу также отметить, что те терминалы, которые мы посетили, нельзя назвать передовыми в технологическом плане – сейчас многие ушли далеко вперед, в том числе и наш терминал, и другие, строящиеся сейчас в Украине.
Но тем не менее, немецкие компании выигрывают в эффективности за счет лучшей организации процессов. Это и позволяет максимально выжимать потенциал имеющихся мощностей.
Собственно, понимание, этих процессов и является одной из целей проекта L.A.B. Надеюсь, полученная информация после ее обнародования, станет хорошим подспорьем для дальнейшего развития не только для нашей компании, но и в целом для портовиков Украины.