Портовые сборы в Украине никогда не были низкими. С 2001 года они постепенно поднимались. Наиболее существенное повышение было в 2007 году – ставки подняли сразу на 58%. Одним из самых дорогих портов Украины является порт "Южный", в котором в 2014 году, после проведения дноуглубительных работ, портовые сборы для крупнотоннажных судов класса "кейпсайз" были установлены на максимально допустимом уровне, в результате чего стоимость судозахода выросла до полумиллиона долларов.
В целом, стоимость судозахода в порты Украины, в 3-4 раза выше, чем в аналогичных портах Китая, Бразилии, Австралии, Нидерландов, Турции. Например, стоимость судозахода судна класса "кейпсайз" в "Южный" составляет 420 $ тыс., тогда как в Констанце - $112 тыс., в турецком Эрдемире - $64,5 тыс. Превзошла Украина многие страны и по количеству сборов – их около 12, тогда как в прочих портах мира, как правило, от двух до четырёх. При этом, большую часть расходов в украинских портах составляют именно регулируемые государством портовые сборы - корабельный, канальный, маячный, административный, причальный, санитарный.
Непоследовательность государственной тарифной политики в сфере портовых сборов нашла свое отражение в дифференцированном установлении тарифов для экспортных и транзитных грузов. Так, последние имеют преференцию в виде 50% скидки на канальный и корабельный сборы, что является прямой дискриминацией украинских экспортеров. Почему стоимость судозахода для судов под ЖРС, следующих транзитом из Российской Федерации на 36% ниже, чем для отечественных производителей аналогичной продукции? Зачем Мининфраструктуры Украины создает искусственное конкурентное преимущество для российского железорудного сырья?
Высокие тарифы в Администрации морских портов (АМП) объясняют необходимостью финансирования углубительных работ. С 2014 года осадка в "Южном", действительно, была увеличена с 14 метров до 18,5 метров. С учетом затрат всех крупных экспортеров, которые платят портовые сборы, АМП уже давно окупила затраты на углубление, но тем не менее пагубная политика необоснованных поборов продолжается. В установлении сверхвысоких тарифов нет никакой логики – инвестиции в проведение дноуглубления окупились за неполных 2 года, при том, что экономически обоснованные сроки для окупаемости инфраструктурных проектов составляют 7-15 лет. Кроме осадки, других преимуществ порт «Южный» не имеет. Норма погрузки в 2,5 раза ниже, чем в Констанце (Румыния), выгрузка угля — в 4-5 раз ниже, чем в турецких портах.
Сверхвысокие портовые сборы, которые, по сути, являются фиксированными расходами отечественных экспортеров, по времени совпали с мировым кризисом в экономике и катастрофическим падением цен на ключевые позиции экспорта Украины. За 2013-16 годы цены на ЖРС снизились на 67%, на зерно - на 30%. Квартальная динамика первого квартала текущего года только подтверждает эту негативную тенденцию.
Непосильные сборы в условиях глобального кризиса тяжелым грузом ложатся на производителей-экспортеров. Продолжение практики установления необоснованно завышенных тарифов приведет к уничтожению конкурентоспособности отечественных экспортеров со всеми вытекающими негативными макроэкономическими и социальными последствиями.