Заказ на триста локомотивов для украинских железнодорожников снова переносится. Напомним, что, согласно подписанному в конце 2011 года контракту с российским "Трансмашхолдингом", такое количество электровозов должно было производиться на мощностях Новочеркасского завода (Росси). "Укрзализныця" собиралась получить 230 грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС4К и 70 машин, работающих на переменном токе, 2ЭС5К. Но запустить его в работу так и не удавалось из-за проблем с финансированием.
Сегодня же власти говорят о том, что локомотивы будут выпускаться в Украине, на также принадлежащем "Трансмашхолдингу" "Лугансктепловозе". "В Украине ни один завод не производит грузовые электровозы. В связи с этим мы провели переговоры с собственниками и руководством компании "Трансмашхолдинг" и генеральным директором "Лугансктепловоза", чтобы организовать производство этих локомотивов в Луганске. Такое добро есть, и если будет принято правительством решение, со второго полугодия следующего года мы сможем начать производство этих электровозов в Луганске", – заявил министр инфраструктуры Владимир Козак.
По его словам, изначально степень локализации составит около 30%, а уже в 2015 году локализация локомотивов постоянного тока достигнет 90%, а переменного - 65%. "К этому времени около 20 предприятий Украины должны будут увеличить производительность в 2-4 раза. В 2015 году мы сможем выйти на 100 локомотивов в год. На следующей неделе будет принято решение об источниках финансирования этого проекта", - сказал глава Минфраструктуры.
Получить комментарий "Трансмашхолдинга" не удалось, однако в "Лугансктепловозе" информацию Мининфраструктуры подтвердили. По данным пресс-службы предприятия, 16 мая на завод прибывает первый заместитель генерального директора "Укрзализныци" Николай Сергиенко, а также 30 руководителей предприятий, которые будут задействованы в производстве электровозов. "На этой встрече планируется принятие программы производства электровозов 2ЭЛ4 и 2ЭЛ5 для "Укрзализныци" в количестве 300 единиц до 2016 года", - отметил представитель предприятия.
Изначально степень локализации составит около 30%, а уже в 2015 году локализация локомотивов постоянного тока достигнет 90%, а переменного - 65%.
Такой ход событий вызывает некоторое удивление, поскольку еще совсем недавно "Укрзализныця" тщетно пыталась договориться о привлечении финансирования с российскими банками. Тем более, что выделить столь внушительную сумму (порядка 2 млрд долл.) для закупки подвижного состава в РФ был готов далеко не каждый банк. Однако переговоры провалились, и контракт завис в воздухе. Эксперты полагают, что на ход диалога с "Трасмашхолдингом" повлиял дебютный выпуск еврооблигаций железных дорог на сумму 500 млн долл.
"Действительно, такое решение идет в разрез с политикой "Трансмашхолдинга" по разделению специализации, в которой "Лугансктепловозу" отведено место по производству тепловозов. Есть несколько причин, по которым могли начаться переговоры по переносу места производства в Луганск. Во-первых, стало понятно, что "Укрзализныця" имеет высокие перспективы разметить облигации под ставки, ниже тех, которые предлагали российские банки. Как стало сегодня известно, с учетом пут-опциона против приватизации, Укрзализныця в состоянии брать в долг на рынке Евробондов под 9,5%. Еще год назад речь шла о перспективе выпуска евробондов со ставкой 12%, так что результат размещения – более чем удачный. Поскольку кредиты российских банков уже не являются необходимым условием проведения сделки, у "Укрзализныци" появились дополнительные доводы в переговорах с "Трансмашхолдингом", – сказал Центру транспортных стратегий старший аналитик компании "Арт Капитал" Алексей Андрейченко.
Он также добавил, что "Лугансктепловоз" может собирать аналоги новочеркасских электровозов из российских комплектующих на своих мощностях, и со временем локализация производства может превысить изначально заявленные 30%. К тому же перенос производства в Украину также согласуется с основным лейтмотивом программы активизации экономики Украины на 2013-14 годы, когда по многим видам техники предпочтение будет отдаваться украинскому предприятию.
"С точки зрения "Трансмашхолдинга" было бы правильнее придерживаться своей стратегии специализации производства, но если речь пойдет о том, что они могут потерять контракт вообще, то производство на базе "Лугансктепловоза" является приемлемым компромиссом. Все-таки выгода от такого производства возвратится российскому владельцу", - подчеркнул Андрейченко.
Однако вопросы стоимости продукции и финансирования пока что остаются открытыми. Ведь 500 млн долл, которые удалось привлечь "Укрзализныце", будет явно недостаточно для выполнения всей программы закупки локомотивов. А здесь уже речь идет не только о контракте с "Трансмашхолдингом", но и с соглашениями с российской "Синарой" на поставку 50 машин 2ЭС10 и грузинским "Электровозостроителем", который планирует выпустить для Госадминистрации 110 локомотивов ВЛ11М6.
Но, по мнению аналитиков, "Укрзализныця" в дальнейшем продолжит размещение еврооблигаций, что дает ей шанс привлечь порядка 1 млрд долл. "Большему объему размещения воспрепятствовала жесткая позиция компании по доходности. "Укрзализниця" не пошла на поводу у части рынка и отказалась повышать доходность выше 9,5%. Если бы доходность выпуска составила 9,75%-10,0%, не исключено, что мы бы стали свидетелями выпуска на 750 млн – 1 млрд долл. В то же время, не исключено, что мы увидим доразмещение этих бумаг в среднесрочной перспективе", – сообщил Центру транспортных стратегий специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.
Читайте также материал ЦТС Постой, тепловоз: куда держат путь луганские локомотивы