С конца апреля до середины мая ООО «Финансовый альянс» – российский оператор железнодорожного (ж/д) подвижного состава, являющийся совместным предприятием ОАО «АФК «Система» и компании Unirail Holdings Limited, – стал собственником сразу двух транспортных активов. Так, 30 апреля он приобрел у «Системы» 70% уставного фонда ОАО «СГ-Транс», а 17 мая у подконтрольного «Системе» ОАО «АНК «Башнефть» он купил 100% акций ООО «Башнефть-Транс». «Компания «СГ-Транс» является крупнейшим в России ж/д перевозчиком сжиженных газов, в распоряжении которого находится примерно 15 тыс. цистерн, а «Башнефть-транс» – кэптивным оператором «Башнефти», размер парка которого превышает 5 тыс. вагонов», – напоминает руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин.
Как подчеркивает эксперт, обе эти сделки представляют собой лишь очередные этапы в процессе реорганизации и объединения транспортных активов «Системы» и Unirail, который начался в нынешнем году. Согласно анонсам топ-менеджмента «Системы», он предполагает создание на базе «Финансового альянса» и под брэндом «СГ-Транс» единого универсального оператора грузовых ж/д перевозок. При этом стратегической целью, которую ставят перед собой партнеры формируемой новой компании, является ее вхождение в ТОП-3 российских грузовых ж/д перевозчиков.
Стремительная консолидация ОАО «Акционерная финансовая корпорация «Система» входит в число крупнейших российских финансово-промышленных групп и до недавнего времени специализировалась, главным образом, в сферах телекоммуникаций, высоких технологий, а также – добычи, переработки и розничной продажи нефти. К числу активов, представляющих нефтяное направление ее бизнеса, относятся крупные доли в добывающих ОАО «АНК «Башнефть» и «НК «Русснефть». Первое является головным предприятием группы башкирского топливно-энергетического комплекса, которое входит в Топ-10 нефтедобывающих и Топ-5 нефтеперерабатывающих компаний России и экспортирует свою продукцию в страны Казахстан, Украину, Венгрию, Чехию и страны Западной Европы. Второе представляет собой вертикально-интегрированный холдинг, который также входит в ТОП-10 российских нефтегазовых компаний.
В августе прошлого года «Башнефть» и партнеры преобразовали ООО «Финансовый альянс» в совместное транспортное предприятие. На тот момент «Башнефть» располагала 4 тыс. цистерн и 515 полувагонами, а «Финансовый альянс», который владел 70% уставного фонда ООО «Руснефтетранс» и 72,1% акций ООО «Спецнефтетранс», на условиях финансового лизинга оперировал 3,46 тыс. вагонов, в том числе 3,2 тыс. цистерн, 225 полувагонами, 27 крытыми вагонами и четырьмя хоппер-цементовозами. По условиям сделки, «Башнефть» внесла в уставный фонд «Финансового альянса» весь свой вагонопарк и стала собственником 50% его акций. Что же касается партнеров, то они внесли свою долю денежными средствами. В итоге размер вагонопарка обновленной компании достиг почти 8 тыс. вагонов, в числе которых – 7,2 тыс. цистерн.
«На тот момент парк «Башнефти» лишь на 60% удовлетворял ее потребности в цистернах, а ее основной акционер – «Система» – при таком положении дел не могла даже помышлять о транспортном направлении бизнеса. То есть, эта сделка не только дала возможность «Башнефти» полностью обеспечить собственные нужды в вагонах, но и стала отправным пунктом для «Системы» в развитии ж/д перевозок в качестве самостоятельной сферы деятельности, которая стала быстро набирать обороты», – подчеркивает г-н Куксин.
Действительно, всего лишь месяц спустя, в сентябре 2012 года, «Система» через свою дочернюю структуру – ООО «Управляющая компания «Система – венчурный капитал» – получила в управление ООО «Транспортно-логистическая компания», являющееся одним из крупнейших в России операторов ж/д цистерн. В ноябре того же года она приобрела на приватизационном конкурсе 100% уставного фонда ОАО «СГ-Транс». И еще месяц спустя, в декабре, выкупила у «Башнефти» 50% акций ООО «Финансовый альянс», количество подвижного состава которого к тому времени увеличилось примерно до 12 тыс. цистерн и полувагонов. Таким образом, менее чем за полгода «Системе» удалось аккумулировать вагонопарк в размере 30-35 тыс. единиц, увеличив его, по сравнению с исходным числом вагонов «Башнефти», примерно в 7,5 раз.
Предопределенная специализация Сазу же после этого головокружительного прорыва, в декабре прошлого года, председатель совета директоров и основной акционер ОАО «АФК «Система» Владимир Евтушенков сообщил о том, что принадлежащая ему компания в союзе с Unirail будет создавать на базе «Финансового альянса» единого оператора грузовых ж/д перевозок. При этом он добавил, что в состав объединенной компании войдут все профильные активы, которыми располагает «Система» – ее доля в «Финансовом альянсе», «Транспортно-логистическая компания» и, наконец, «СГ-Транс».
Первоначально процесс реструктуризации и объединения должен был состояться в течение первого квартала этого года. Однако впоследствии стало ясно, что он займет более длительное время. Так, в апреле из «СГ-транс» было выделено ОАО «СГ-трейдинг», объединяющее непрофильные активы по хранению и реализации сжиженного углеводородного газа. Согласно планам партнеров, «Система» либо продаст его целиком к четвертому кварталу этого года стороннему покупателю, либо, если к этому сроку он не будет найден, реализует половину его акций компании Unirail.
"Система" нацелена на участие в приватизации двух активов РЖД – Федеральной грузовой компании (ФГК) и "Трансконтейнера"
Также в апреле «Система» продала «Финансовому альянсу» 70% уставного фонда ОАО «СГ-Транс», а в мае «Башнефть» реализовала ему же 100% акций ООО «Башнефть-Транса». Далее, уже до конца второго квартала этого года, «Система» продаст Unirail еще 15% акций «СГ-Транс». А завершит процесс объединение «СГ-Транса» и «Финансового альянса» в единую компанию под названием «СГ-Транс», в которой «Системе» и Unirail будет принадлежать по 50% акций. То есть, целью всех этих многочисленных внутрикорпоративных сделок является формирование паритетной структуры владения и управления общими ж/д активами партнеров.
«Вполне очевидно, что даже в своем исходном виде это будет довольно крупное транспортное предприятие, специализирующееся, в основном, на перевозках углеводородов, доля которого может составить более 3% российского рынка грузовых ж/д перевозок. И, в любом случае, оно будет не только обслуживать нужды подконтрольных партнерам компаний, но и – предоставлять услуги сторонним заказчикам», – констатирует г-н Куксин.
Максимальная экспансия Однако владельцы «Системы» отнюдь не намерены на этом останавливаться. Так, еще в ноябре прошлого года компания провела презентацию, в ходе которой ее представители заявили о том, что их целью является концентрация вагонопарка в размере примерно 100 тыс. вагонов. Согласно данным ИГ «АРТ-КАПИТАЛ», на сегодня бОльшим числом вагонов в России располагают лишь UC Rail – 193,9 тыс., с долей рынка в 17%, и РЖД – 104,5 тыс., с долей рынка в 9%. Что же касается ближайших конкурентов будущего «СГ-Транса», то ими являются Globaltrans и «Нефтетранссервис», располагающие более 66 и 61 тыс. вагонов соответственно и занимающие примерно по 5% рынка. Таким образом, для того, чтобы попасть в ТОП-3 российских грузовых ж/д перевозчиков, владельцам «СГ-Транса» придется увеличить нынешнее количество собственного подвижного состава примерно в 2,5 раза.
Согласно планам «Системы», это будет сделано путем участия в приватизации двух активов РЖД – Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Трансконтейнера». Сейчас ФГК формально находится на втором месте среди российских ж/д операторов по количеству принадлежащих им вагонов – размер ее вагонопарка превышает 122 тыс. единиц. Однако, поскольку примерно 55 тыс. из них арендует РЖД, ее доля рынка составляет лишь 6%. Что касается «Трансконтейнера», то он располагает 24 тыс. вагонов и находится на последнем месте в десятке крупнейших ж/д операторов России. Как бы то ни было, но пока ни один из этих активов не выставлен на торги – вопрос о приватизации ФГК будет решен лишь после 2015 года, а о продаже «Трансконтейнера» находится в стадии обсуждения.
Как бы то ни было, но эксперты считают, что увеличение размеров вагонопарка до 100 тыс. единиц «Системе» вполне по силам. «Только МТС и «Башнефть» дают ей ежегодно около 1 млрд. долларов, не говоря уже о других активах. Кроме того, у компании довольно невысокий уровень долга. И, наконец, следует учесть, что в приобретении подвижного состава наверняка будут участвовать и ее партнеры по создаваемой компании. Все это позволяет предположить, что поставленная ими цель – войти в ТОП-3 операторов российского рынка грузовых ж/д перевозок – вполне достижима», – подытоживает г-н Куксин.