Лето 2014-го оказалось холодной порой для украинской металлургии. Только в июле производство стали снизилось на 101 тысячу тонн или на 3,9%. А в августе масштабы катастрофы стали еще разрушительнее: падение достигло уровня 28,5% или 702 тыс. тонн. При этом среднесуточная выплавка стали упала еще больше – на 30% или на 55 тысяч тонн.
Читайте также: Директор Мариупольского порта о новом пути доставки сырья на заводы Донбасса
Такое падение не могло не повлиять на позиции Украины на мировом рынке стали. Прежде всего, речь идет о ротациях в рейтинге Топ-10 наибольших производителей стали. По итогам августа Украина, которая произвела 1,76 млн тонн стали, выбыла из этого списка, опустившись на 11-е место и уступив свою позицию Тайваню (1,94 млн тонн стали).
Однако, в сентябре производство стали в Украине выросло. В частности, среднесуточная выплавка увеличилась на 5% и составила 57 тыс. тонн. Тем не менее, производство стали находится все еще на крайне низком уровне: в августе-сентябре оно составляло не более 65% от нормальных показателей. По словам аналитика ЦТС-Консалтинг Андрея Исаева, именно рост в сентябре позволяет прогнозировать остановку нисходящего тренда. «В случае фактического прекращения боевых действий можно ожидать дальнейший рост производства, который, однако, будет ограничен пропускной способностью ж/д инфраструктуры, которая в настоящий момент восстанавливается», – отметил эксперт.
Цены колеблются Ситуация обретает еще больший трагизм на фоне ценовых колебаний. В частности, в августе продолжился восходящий ценовой тренд, начавшийся в июле. Украинские заводы смогли бы получить больше прибыли, но ввиду боевых действий и проблем с поставками сырья сокращали производство. Данная ценовая тенденция сохранялась и в первой половине сентября. Однако во второй половине месяца произошел разворот, и цены начали снижаться. Например, длинный прокат в августе подорожал на 5-15 $/т, а в сентябре подешевел на 3-10 $/т.
В случае фактического прекращения боевых действий можно ожидать дальнейший рост производства, который, однако, будет ограничен пропускной способностью ж/д инфраструктуры
Отметим, что аналитик Андрей Исаев прогнозирует, что экспортные цены на украинские чугун и сталь будут снижаться и далее ввиду давления дешевого китайского экспорта на региональных рынках. При этом эксперт уточнил, что «девальвация гривны дает украинским металлургам достаточный запас рентабельности для возможного снижения цен с целью увеличения спроса».
Порты ждут грузов Падение объемов производства одной из основных статей украинского экспорта грозит многомиллионными убытками не только самим заводам, но и «Укрзализныце», и особенно – отечественным морпортам. Последние уже не первый месяц ощущают на себе эту тенденцию. К примеру, если в июле ж/д отгрузки чугуна и стали в украинских портах упали на 3% (до 1,32 млн тонн), то в августе – уже на 39% (до 0,81 млн тонн).
Несмотря на это, Мариупольский порт в июле-августе сохранил свое лидерство по перевалке стали. Однако если в июле ее объемы увеличились на 10,6% (до 0,71 млн тонн), то в августе – упали на 61,4% (до 0,28 млн тонн). При этом в августе произошла диверсификация грузопотоков. В частности, львиную долю экспорта между собой разделили практически поровну Мариупольский (0,28 млн тонн), Одесский (0,26 млн тонн) и Николаевский (0,23 млн тонн) порты.
При этом, в украинском экспорте произошло еще одно существенное изменение. На фоне нарастания противоречий в российско-украинских отношениях происходит постепенная переориентация украинского экспорта из России в страны ЕС. По данным ГП «Госвнешинформ», за первые семь месяцев текущего года наблюдался рост экспорта на данном направлении почти на 21%. По мнению эксперта ГП Александра Шейко, увеличение экспорта в Европу «значительно компенсировало проседание рынка по поставках в РФ».
Читайте также: Спиной к России, лицом к ЕС: как меняется карта грузопотоков Украины
Лом в фаворе Еще одной примечательной тенденцией сентября является увеличение экспорта украинского лома. Если ранее объемы его экспорта постоянно сокращались из-за снижения его заготовки, а большую его часть потребляли украинские металлургические заводы. «За период с 2007 по 2013 годы экспорт через порты снизился более чем в три раза – с 620 тыс. тонн до 199 тыс. тонн. Однако остановка метзаводов в 2014 году привела к снижению потребления лома на внутреннем рынке и росту экспорта», – отметил аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев. За восемь месяцев 2014 года экспорт лома черных металлов составил 405 тыс. тонн, что в два раза превышает показатели аналогичного периода годом ранее.
Не удивительно, что украинская ломозаготовительная компания «КВВ групп» расширият свой бизнес, приобретя электрометаллургический завод «Лиепаяс металургс» (Латвия). Общая сумма сделки составляет 107 млн евро и будет выплачена в течение 10 лет. Отметим, что мощность предприятия составляет порядка 1 млн тонн заготовки в год.
Россия наступает Пока в Украине наблюдался спад, Россия, наоборот, наращивала объемы. В частности, в июне-июле рост производства стали составил 1-1,5% и достиг в июле 6,2 млн тонн. Россия сохраняет почетное пятое место в рейтинге Топ-10 мировых производителей стали.
Судя по далеко идущим планам, свои позиции она сдавать не собирается. Так, в августе было объявлено о двух проектах. Первый – увеличение мощностей Ревякинского МПЗ (Тульская область), второй – начале строительства осенью этого года электрометаллургического завода в Братске (Иркутская область). А в сентябре появилась информация о строительстве в ближайшие годы нескольких новых металлургических заводов: под Санкт-Петербургом, в Мурманской и Владимирской областях.
Кроме того, холдинг «Красный Октябрь» (Волгоград) выразил интерес к покупке сербского комбината Zelezara Smederevo. Напомним, что годом ранее этот завод планировал приобрести «Уралвагонзавод». В отличие от предшественника волгоградский холдинг настроен более серьезно. Уже разработан план реструктуризации Zelezara Smederevo, который, впрочем, может прийтись не по душе сербскому правительству, поскольку предусматривает сокращение персонала и производства.
При этом ситуация с экспортом чугуна и стали в российских портах обстоит не так радужно. Так, в июле объемы перевалка выросли на 26 тыс. тонн (на 1%), достигнув уровня в 2,1 млн тонн, однако в августе упали на 248 тыс. тонн (на 12%) до 1,85 млн тонн. Лидером по отгрузке остается Новороссийский МТП, однако и он подвергся общей тенденции спада. В частности, в июле в Новороссийске было перевалено более 1 млн тонн , а в августе – 0,6 млн тонн стали.