Преодолеть на автомобиле расстояние от Львова до Кракова за три-четыре часа (без учета прохождения пограничного контроля) – голубая мечта многих жителей западной Украины и не только. Ее воплощение пока без видимых успехов длится уже 16 лет. Если поляки на своей территории недавно закончили строительство автобана от Кракова к украинской границе, то у нас все еще продолжает пребывать в виде виртуальных проектов.

К слову, польский автобан А4 – пока единственный автобан тянущийся непосредственно к нашей границе. Иными словами – это единственное наше автомобильное окно в Европу. Логично, что вести первый настоящий европейский автобан по Украине нужно от этого пограничного перехода, чтобы попасть в единую евросеть. Впрочем, на этом вся логика и заканчивается. Предыдущие 16 лет попытки начать строительство предпринимались неоднократно, но каждый раз неудачно.

Читайте также Польский автобан до границы с Украиной будет одновременно военным аэродромом

Сейчас наблюдается очередная попытка. Но и она изначально выглядит шероховато. Начнем с того, что власти запутали общественность 24 июля, когда открывались заявки на участие в концессии дороги Львов-Краковец. Так, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский на своей странице в facebook сообщил, что на участие в конкурсе по строительству подали заявки две компании – консорциум «Украинские транспортные магистрали» и французская компания Bouygues.

Bouygues - крупная строительная компания, основанная еще в 1952 г. Среди объектов, которые она возводила — тоннель под Ла-Маншем, арка Дефанс, терминал № 2 аэропорта имени Шарля де Голля. Французы имеют в своем портфолио четыре реализованных проекта в Венгрии, Франции, Хорватии и на Ямайке (в Венгрии, например, по проекту дороги М5 государство несло значительные убытки и в 2004 году частично выкупило дорожного оператора, но в итоге перепродало его иностранной компании M5 Holding GmbH).

В то же время, о консорциуме «Украинские транспортные магистрали» ничего не известно. Однако, на официальном сайте "Укравтодора" утверждается, что заявку подала компания  Консорциум «Консеционные Транспортные Магистрали» (обратите внимание, что написано с опечаткой дословно - Консорціум "КонСЕційні Транспортні Магістралі"). Если на самом деле название компании пишется – консорциум "КонЦЕсійні Транспортні Магістралі", то в интернете эта компания фигурирует. Мы далеки от мысли, что власти не правильно указывали название компании специально, однако ни министерство, ни Укравтодор при раскрытии заявок не указали верно название кандидата, который претендует на контракт в 300-400 млн долларов. Что же это за претендент такой?

В процедуре банкротства

Консорциум «Трансмагистраль» был создан в 1999 году группой украинских компаний для реализации проекта строительства все той же концессионной дороги Львов-Краковец. Первый конкурс на строительство этой дороги был проведен в том же 1999 году. В результате был заключен договоров между Консорциумом «Концессионные транспортные магистрали» и Министерством транспорта Украины. Однако, в связи с невыполнением концессионером взятых на себя обязательств, касающихся привлечения финансирования и начала строительства в течении 11 лет – 13 октября 2010 года договор был разорван.

Судя по данным из госреестра Министерства юстиции основным контролирующим участником консорциума является частное акционерное общество «Производственно-научная компания «Розточчя СТ». То самое, которое в 2002 году заключило с Укравтодором концессионный договор на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги Львов-Броды. Но уже в 2012 году этот договор был расторгнут в судебном порядке по иску прокуратуры в связи с невыполнением концессионером своих обязательств по договору.

С 2008 года ПрАТ «ВНК «Розточчя СТ» контролируется польской компанией NDI S.A. и связанными с ней лицами. С этого времени представители указанной компании под обещания привлечения инвестиций предпринимали попытки «протолкнуть» через правительство и Укравтодор существенные изменения в концессионные договора по Львов-Краковец и Львов-Броды, суть которых, в основном, заключалась в многоразовом увеличении стоимости проектов и получении правительственных гарантий на возврат якобы привлекаемых инвестиций. В это же время реально по проектам работа не осуществлялась, Консорциум «Трансмагистраль» и ПрАТ «ВНК «Розточчя СТ» оказались в состоянии банкротства. В итоге оба концессионных договора оказались расторгнутыми, а ПрАТ «ВНК «Розточчя СТ» пребывает в процедуре банкротства до сих пор (почти постоянно с 2009 года).

"Опять же согласно данным госреестра Министерства юстиции Украины, ПрАТ «ВНК «Розточчя СТ зарегистрировано по бывшему адресу Консорциума, а его акционерами по данных НКЦБФР являются: польская компания NDI S.A. и связанные с ней лица (всего почти 70% акций), связанные с председателем правления Аллой Карпенко бывшие основные (украинские) владельцы компании (около 10% акций, некий блокирующий пакет) и Степан Стойко, который ориентировочно в 2013 году приобрел у NDI S.A. 20% акций, тогда же помог им вернуть контроль над Консорциумом и на данный момент является его президентом. Таким образом, можно предположить, что реальным собственником Консорциума является польская компания NDI S.A. и ее партнеры", - рассказывает транспортный эксперт Владимир Шемаев.

По его словам, ввиду отсутствия успешного опыта реализации проектов строительства и эксплуатации концессионных автомобильных дорог Консорциумом «Трансмагистраль» и его прошлой репутации, решение конкурсной комиссии о продолжении работы с этой компанией выглядит абсурдным. "Как можно проводить финансовые переговоры с компанией, которая не выполнила ни одного из полученных ранее контрактов на строительство дорог?", - отмечает он.

Интересы Альткома

Уже 27 октября 2010 года был заключен договор генерального подряда между Службой автомобильных дорог во Львовской области и компанией "Альтком" (СМИ связывали "Альтком" с Борисом Колесниковым) на строительство новой автомобильной дороги Львов-Краковец. Однако, строительные работы на объекте так и не были начаты из-за отсутствия финансирования, а по состоянию на сегодня – договор утратил силу.

Интересно, что согласно госреестра одним из основателей  Консорциума «Трансмагистраль» является консорциум «Концессионные транспортные магистрали», который зарегистрирован в селе Шкло Львовской области, руководителем компании ранее значился Солодухин Валерий Евгеньевич, а «Альтком» владел 25% долей в этом консорциуме.

На запрос ЦТС в пресс-службе Альтком сообщили, что  компания входила в консорциум «Трансмагистраль» (Консорциум «Концессионные транспортные магистрали» - ЦТС), который был создан для реализации проекта строительства концессионной дороги Львов-Краковец. «Она вышла из его состава с рядом других участников в 2013 году. С этого момента компания не имеет доли в консорциуме и никаким образом с ним не связана», - сказано в сообщении пресс-службы.

Отметим, что Солодухин Валерий еще в 2012 году занимал должность заместителя директора по производству компании «Дорожное строительство «Альтком». Работает ли он до сих пор в компании – не известно. Альтком не комментирует этот вопрос.  Что касается нового концессионного конкурса, то Альтком и связанные с ним предприятия не подавали заявку на участие в строительстве дороги Львов-Краковец.

Старый знакомый Bouygues

Вторая компания, которая подала заявку на участие французка Bouygues - крупная строительная компания. Примечательно, что еще в июне 2005 года в Париже был подписан меморандум об инвестиционном сотрудничестве между Государственной службой автомобильных дорог Украины и французской компанией Bouygues Travaux Publics. Планировлось, что компания будет проводить строительство дорог на условиях концессии. 

В то время компания получила инвестиционное предложение на сумму 7 млрд евро. Согласно подписанному соглашению, французская компания должна была финансировать проекты строительства автомобильных дорог в Украине, выполнять само строительство, а также осуществлять управление и эксплуатацию магистралей, взимая за проезд определенную плату.

Французы должны были принимать участие в строительстве дорог «Львов – Краковец» и «Киев – Винница – Западная Украина – граница с Венгрией». Речь также шла о строительстве ответвления на Николаев от автотрассы «Киев-Одесса» и  участку дороги «Москва-Симферополь». Но работы так и не были начаты.

Условия нового конкурса

Согласно условиям концессионного конкурса, опубликованным на сайте Укравтодора, объектом концессии является дорога Львов-Краковец, протяженностью 84,4 км. Концессионер со своей стороны обязан провести проектирование, финансирование, строительство, эксплуатационное содержание дороги и организацию сбора средств за проезд с пользователей. Средства за проезд по автомобильной дороге будут идти в госбюджет. Предусмотрено, что источниками дохода концессионера будут средства из госбюджета, которые предназначены на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования, а также средства, которые будут поступать в госбюджет от пользователей автодорогой.

Финансирование строительства дороги осуществляется концессионером за счет собственных и привлеченных средств. При этом объём собственных средств должен составлять не менее 15% от стоимости строительства объекта. Основные требования к участникам конкурса: опыт финансирования, строительства и эксплуатации дорог на условиях концессии, безубыточная деятельность компании в течении 5 лет, опыт внедрения системы сбора платы за проезд.

Портал ЦТС обратился в ЕБРР, чтобы узнать готов ли они  финансировать этот проект и на каких условиях. Однако, старший советник по вопросам прессы, этики и PR-стратегий в Лондоне и Киеве ЕБРР Антон Усов сообщил, что официально к ЕБРР по этому вопросу никто не обращался.

«Концессионные дороги сложная тема. Об этом говорит и мировая практика. Они должны быть альтернативой обычным дорогам и т.п., но самое важное - это то, что с таким проектом к нам никто не приходил», - отметил Антон Усов и подчеркнул, что механизм концессии пока что в нашей стране не работает. 

Читайте также Чому дорога Київ-Хмельницький-Яремча вигідно окупиться