Летом в Южной Пальмире всегда жарко. В минувший вторник, 12 июля, особенно жарко было в Одесском аэропорту, где торжественно встречали пробный рейс авиакомпании Bravo Airways. Радостное событие немного охладил губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, заявивший, что аэропорт может остановиться в любой момент. Несмотря на это, аэропорт Южной Пальмиры продолжает развиваться. Чтобы узнать детальнее о работе предприятия, мы встретились с его директором Виталием Портянко.

Руководитель аэропорта, несмотря на хорошее настроение и радостное событие, также озабочен будущим воздушной гавани. До осени нужно подготовиться к сдаче в эксплуатацию нового терминала. Еще более насущным вопросом является строительство новой взлетно-посадочной полосы, без которой аэропорт не сможет развиваться. Однако наш разговор с Виталием Портянко начался с подведения итогов первого полугодия.

Читайте также Какие перспективы перед Одесским аэропортом открывает окончание конфликта между горсоветом и инвесторами

Об итогах полугодия 

Каковы итоги работы аэропорта за первое полугодие?

Для того, чтобы понять итоги полугодия, нужно сделать небольшой экскурс в историю. В октябре прошлого года прекратилось авиасообщение между Украиной и Российской Федерацией. В Одессе это направление составляло порядка 25% от общего объёма перевозок. Летом этот показатель достигал 30-35%. Сейчас нам приходится замещать этот объем отправками по другим направлениям, поэтому этот факт нужно учитывать при сравнении показателей 2015 и 2016 года.

В первой половине 2016 года аэропорт обслужил 423 104 пассажира.

Что касается динамики, то рост пассажиропотока в этом полугодии по сравнению с первой половиной 2015 года составил 0,5%. В количественном выражении показатели выглядят следующим образом: в первой половине 2015 года аэропорт обслужил 421 451 пассажиров, в первой половине 2016 года – 423 104 пассажиров.

А как проходит летняя навигация?

Летняя навигация идет активно. В добавок к существующим маршрутам традиционно возобновлены сезонные рейсы из Одессы в Батуми, Баку, Вильнюс, Ереван, Салоники, Тбилиси, Тиват. Запущены новые и дополнительные прямые рейсы в Бургас, Даламан, Мюнхен, Киев, Прагу, Таллинн. Austrian Airlines добавили к существующим 4 частотам еще три в неделю на маршруте Одесса-Вена, а Белавиа добавила еще 7 частот на маршруте Одесса-Минск, теперь они летают 14 раз в неделю. В среднем загрузка рейсов сейчас составляет порядка 78%. Это средняя цифра, у некоторых авиакомпаний этот показатель меньше, у некоторых больше, но в целом мы довольны ходом летней навигации.

О возвращении перевозчиков 

В 2014 году авиакомпании начали сворачивать полеты в Одессу, в прошлом году наметилось улучшение ситуации. В 2016-м мы видим резкое увеличение количества авиаперевозчиков. С чем Вы связываете такую активность авиакомпаний?

2014 год, действительно, был очень сложным. События на востоке Украины, трагические события 2 мая в Одессе негативно повлияли на наших зарубежных партнеров и на пассажиропоток в целом. Отчасти они сказываются и сейчас. Приведу пример. Недавно в Одессу начал летать эстонский перевозчик Nordica. Мы долго вели с ними переговоры. С их стороны чувствовались сомнения по поводу возможной нестабильности в одесском регионе. Но нам удалось убедить партнеров в том, что в Одессе все стабильно и сюда стоит летать. И это мы говорим об Эстонии, которая находится не так далеко от Украины. А что говорить о других европейских странах?

Кроме Nordica, в Одессу начали летать и другие авиакомпании. Например, вернулись Czech Airlines. Каким образом Вы убеждали их вернуться в Одессу? Или это была их инициатива?

С Czech Airlines ведем переговоры об увеличении частоты полетов.

Решение о выполнении рейса по тому или иному маршруту – это всегда комплексная составляющая, которая включает в себя как инициативу со стороны перевозчика, так и маркетинговую активность аэропорта, направленную на то, чтобы помочь перевозчику максимально быстро достичь нужных ему результатов при начале эксплуатации новой линии или при расширении присутствия на существующей линии. С Czech Airlines сейчас мы ведем переговоры об увеличении частоты полетов. В первую очередь, речь идет о зимнем периоде. Lufthansa уже объявила о продлении рейсов на зимнее расписание. Также, к нам вернулась Austrian Airlines – один из старейших европейских перевозчиков, который ранее уже летал  в Одессу. В 2011 году они прекратили полеты, но в этом году снова вернулись. Вначале полеты выполнялись четыре раза в неделю, сегодня - семь раз. С другими перевозчиками, которые летают к нам летом, мы также ведем переговоры о продлении рейсов на зимний период. Я настроен оптимистично.

А латвийская авиакомпания airBaltic почему не летает в Одессу?

У нас уже есть опыт сотрудничества с airBaltic,  они эксплуатировали воздушную линию Одесса – Рига до 2014 года. Мы находимся в постоянном контакте, и на одном из последних раундов переговоров нам было сказано, что они заинтересованы в возобновлении рейсов Рига – Одесса, но на данный момент у них нет свободных воздушных судов для запуска этого направления. Как только у airBaltic появятся новые самолеты, они полетят в Одессу. Сейчас же прибалтийское направление представлено двумя авиакомпаниями: эстонская Nordica летает в Таллинн, а украинский перевозчик МАУ – в Вильнюс.

Как только у airBaltic появятся новые самолеты, они полетят в Одессу.

Недавно делегации Украины и Болгарии обсуждали вопрос возобновления воздушного сообщения между Одессой и Варной. Какая работа ведется в этом направлении? Какие есть преграды?

3 июля был выполнен первый чартерный рейс по маршруту Одесса – Бургас. Вместе с компанией "Днеправиа" мы провели большую работу по запуску этого рейса, подключили туроператора, который изъявил желание взять блок мест. Сейчас мы продолжаем работать в этом направлении и надеемся, что ее окончательным результатом станет открытие прямого регулярного авиарейса между Одессой и Болгарией.

Об инфраструктуре аэропорта

В Госпрограмме развития аэропортов до 2023 года есть пункт об объединении всех аэродромов под управлением одного предприятия-балансодержателя с последующим разделением аэродромов и терминалов. Что Вы думаете об этом шаге? Не потеряет ли аэропорт Одесса от такого объединения?

Я хорошо отношусь к любой программе, которая дает инструментарий для развития инфраструктуры аэропортов. Если правительство приняло такое решение, значит это необходимо. Тем более, что объединять аэродромы – это мировая практика, особенно в развивающихся странах. Такой шаг позволит государству централизовано зарабатывать на их эксплуатации и эффективнее использовать средства на модернизацию аэродромов. Я надеюсь, что такой шаг даст аэропортам стимул к развитию.

В сентябре планируем сдать в эксплуатацию здание нового терминала и коммуникации.

По поводу инфраструктуры. На каком этапе находится строительство аэропорта?

Строительство терминала находится на завершающем этапе. В сентябре мы планируем сдать в эксплуатацию здание и коммуникации.

То есть с сентября новый терминал будет принимать пассажиров?

После сдачи объекта в нем начнется наладка технологии обслуживания пассажиров: запуск и наладка установленного оборудования, обучение персонала и т.д. Также нужно оформить все разрешительные документы для обслуживания пассажиров и сертифицировать таможенный пункт пропуска. Миграция рейсов в новый терминал будет осуществляться постепенно во избежание сбоев в обслуживании рейсов. Первыми будут переведены внутренние рейсы. Далее в новый терминал будут переведены чартерные рейсы, затем – регулярные международные. Я думаю, что в полном объеме он заработает в сезон летней навигации 2017 года.

А новые дорожки для самолетов необходимо достраивать?

Нет, они уже есть. В этом плане все готово.

А что будет со старым терминалом?

Старый терминал будет законсервирован.

Михаил Саакашвили заявлял, что в старом терминале можно сделать музей…

Хорошая идея. Все может быть.

А каково состояние взлетно-посадочной полосы?

Наша полоса относится к первой категории, сертифицирована и признана безопасной для полетов. Но для развития аэропорта с учетом востребованности нашего региона эта полоса морально и коммерчески устарела. Нам нужна новая полоса, которая сможет принимать любые типы современных воздушных судов круглосуточно и круглогодично. С октября по март у нас очень сложные метеоусловия – частые туманы, соответственно, плохая видимость. Новая полоса позволит нам быстрее и качественнее принимать больше самолетов.

Место для строительства новой полосы есть?

Место – есть, но это не главный вопрос. В 2013 году был одобрен и прошел все экспертизы проект строительства новой взлетно-посадочной полосы. Сейчас рассматривается проект реконструкции действующей полосы. Но пока все упирается в отсутствие финансирования.

Нам нужна новая полоса, которая сможет принимать любые типы современных воздушных судов круглосуточно и круглогодично. 

То есть новая полоса под знаком вопроса?

Реконструкция ВПП была включена в состав государственной целевой программы по развитию аэропортов до 2023 года, утвержденной Кабинетом министров Украины в начале года. Вопрос на контроле у Министерства инфраструктуры. Если не решить вопрос с полосой, то может возникнуть "экономическая воронка". Есть новый терминал, который сможет принимать до 3,5 млн пассажиров и "узкое горлышко", то есть старая полоса, которая ограничивает нас в развитии. Мы стараемся развивать аэропорт, но очень часто наша деятельность упирается в это "узкое горлышко".

Приход европейских лоукостов Wizz Air и Ryanair тоже упирается в полосу?

Да, нам неоднократно об этом говорили. Так, директор Wizz Air заявлял о готовности вернуться в Одессу, но при наличии новых предложений по взлетно-посадочной полосе. Это значит, что технические характеристики полосы должны измениться.

Об аэропортах-конкурентах 

Вы конкурируете с аэропортом Кишинев?

У аэропорта Одессы одновременно и уникальное, и сложное географическое расположение. Мы находимся в окружении активно развивающихся аэропортов. Кишинев один из таких. По нашей оценке количество украинцев, которые летают через  Кишинев, составляет порядка 150-200 человек в день.

Это много?

Это немало. Образно говоря, это один рейс. Но есть и обратный процесс: жители Молдовы в свою очередь летают через Одессу. Отчасти мы конкурируем, отчасти – дополняем другу друга по возможностям полетов. Это рынок, и пассажир сам выбирает, откуда ему лететь удобнее и/или выгоднее.

В прошлом году Михаил Саакашвили озвучивал идею строительства второго аэропорта в окрестностях Одессы (на базе военного аэродрома в Лиманском, в 70 км от города). Как Вы относитесь к этой идее?

Авиационное сообщество только поддерживает развитие инфраструктуры отрасли. Это хорошая идея – наличие второго аэропорта, но его экономическое обоснование нужно подробно просчитать.

О себе 

Как Вы попали в авиацию?

Честно скажу, что я не мечтал быть летчиком. Попал в авиационную отрасль по стечению обстоятельств, но мне нравится эта робота и, надеюсь, что хорошо справляюсь с должностью управленца.

Вы с 2013 года возглавляете аэропорт. Насколько он изменился за это время? Что Вы можете назвать своим главным достижением?

Повторюсь, авиация – это коллективный труд. Не может прийти один директор и одномоментно все поменять. Это командная работа. По поводу того, что удалось сделать – это пускай оценивают пассажиры. Как директор аэропорта я рад даже тем 0,5% роста, которые мы показали в этом полугодии. Пожалуй, самым главным достижением нашей команды будет ввод в эксплуатацию нового терминального комплекса осенью этого года.

Читайте также  Наше будущее в Азии – интервью с президентом МАУ