В сентябре глава лоукостера WizzAir Йожеф Варади вместе с главой Одесской ОГА Михаилом Саакашвили посетили стройку нового терминала. Губернатор пытался убедить бизнесмена в том, что уже в ближайшее время новый терминал и полоса будут введены в эксплуатацию, ну а потенциал по пассажиропотоку у Одессы никак не меньше Борисполя.

В венгерской авиакомпании об Одессе знают не понаслышке – ее самолеты раньше регулярно летали в этот аэропорт, но воспоминания не самые лучшие. "Там [в Одессе] настолько плохая полоса, что мы меняли колеса каждый день. Мы не хотим ломать наш самолет из-за плохого состояния взлетной полосы", — как-то жаловались в авиакомпании.

Впрочем, в начале сентября, когда был проведен осмотр этой стройки, перспективы еще были весьма туманны. Частные инвесторы строительства нового терминала находились в состоянии затянувшегося конфликта с городскими властями, а источник средств реконструкции взлетно-посадочной полосы оставался не ясен.

Зеленый свет инвестору Но уже в течении следующего месяца ситуация кардинально изменилась.  13 октября Одесский горсовет заключил мировое соглашение с ООО "Международный аэропорт "Одесса" и больше не оспаривает законность создания совместного предприятия по его реконструкции. В связи с предоставлением сторонами документов, свидетельствующих о примирении, Одесский апелляционный хозяйственный суд моментально отменил решение Хозяйственного суда Одесской области от 13 июля 2015 года и прекратил производство по делу в связи с отсутствием предмета спора.

Строительство нового терминала будет завершено до 1 июля 2016 года

Наиболее важный пункт соглашения – это обязательство инвестора завершить строительство терминала 1 июля 2016 года и полностью сдать его до 31 сентября 2016 года. "Если терминал будет достроен в оговоренные сроки, в остальном претензий у мэрии к инвестору быть не должно – дивиденды в размере 10,7 млн. грн. от деятельности совместного предприятия выплачены, налоги в бюджет исправно платятся (31 млн. грн. в 2014 и 40 млн. грн. по состоянию на 15 октября 2015 года)", - уверены в компании "Одесса аэропорт девелопмент", которая управляет новым терминалом.

Новый терминал будет в состоянии справиться с тысячей пассажиров в час или 2,5 миллиона в год. В терминале будет 26 стоек регистрации.

"Прекращение судебных разбирательств позволит инвестору завершить строительство ключевого элемента инфраструктуры международного аэропорта – нового терминального комплекса. Мы уверены, что открытие нового терминала значительно улучшит динамику показателей аэропорта: рост пассажиропотока, количество направлений и авиакомпаний. Что в свою очередь отразится как на размере налоговых отчислений предприятия, и дивидендов, которые получает город от деятельности аэропорта. Мы заинтересованы в сотрудничестве с городскими властями с целью развития туристического потенциала региона, и надеемся, что это сотрудничество будет конструктивным", ― рассказывает директор ООО "Одесса аэропорт девелопмент" Андрей Шкатюк.

Новый терминал будет в состоянии справиться с тысячей пассажиров в час или 2,5 миллиона в год. В терминале будет 26 стоек регистрации. Общая сумма уже вложенных инвестором средств по состоянию на 1 сентября 2015 года составляет около 550 млн. грн. Эти средства были потрачены на масштабное обновление парка аэродромной техники и работы внутри терминала по изменению технологии обслуживания пассажиров и приведению деятельности аэропорта к международным стандартам, а также на проектную документацию и строительство нового терминала.

На взлетной полоссе в Одессе исполняют грузинские танцы в связи с запуском Georgian Airways рейса Тбилиси-Одесса

Полоса невезения Одним из ключевых факторов, влияющих на неопределенные перспективы одесской воздушной гавани остается вопрос реконструкции взлетно-посадочной полосы. Твердое покрытие полосы практически исчерпало свой ресурс. Поэтому сейчас вопрос о начале строительства новой ВПП стоит как никогда остро. По законодательству реконструировать аэродромный комплекс, частью которого является взлетно-посадочная полоса, имеет право только государство, которое является его владельцем. Так, реконструкция взлетно-посадочной полосы находится в компетенции государственного предприятия  "Дирекция по строительству Международного аэропорта Одесса". Полоса принадлежит городу, и как объект стратегического назначения, реконструировать его может либо город, либо государство. В других городах, в частности, во Львовском международном аэропорту, в рамках подготовки к "Евро-2012" государство профинансировало реконструкцию взлётно-посадочной полосы с её удлинением.

Споры вокруг того, за сей счет должны проводиться эти работы в Одессе, похоже, что окончательно разрешены. Строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП) Одесского аэропорта планируется начать и завершить в 2016 году – утверждает Михаил Саакашвили. При этом глава области еще в сентябре признавал, что ни у предпринимателей, которые создали совместное с Одесским горсоветом предприятие для управления аэропортом, ни у государства денег на строительство новой ВПП нет. По его словам, переговоры о предоставлении нужных средств ведутся с различными международными фондами.

Впрочем, уже через несколько дней министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский заверил, что Кабинет министров Украины найдет средства для строительства новой взлетно-посадочной полосы в 2016 году. "Учитывая приоритеты данного проекта для региона, в бюджете будут изысканы возможности для финансирования этого проекта", - заверил министр. На данный момент рассматриваются несколько альтернативных проектов создания взлетно-посадочной полосы в Одесском аэропорту - от реконструкции старой полосы до строительства новой, - подчеркнул Пивоварский.

Пресс-служба Мининфраструктуры в комментарии порталу ЦТС заверила, что реконструкция ВПП в одесском аэропорту заложена в программу, которая уже ушла в Минэкономики на рассмотрение. Если до конца года Минэкономики и Минфин согласуют ее, то Одесский аэропорт находится в списке на первом месте, отмечают там. Что же касается финансирования, то планируется создание единого государственного холдинга по управлению инфраструктурой аэропортов. Средства этой структуры и будут направлены на реконструкцию ВПП.

Важность реконструкции ВПП в Одессе подтверждает и глава Wizz Air Йожеф Варади. "Наша авиакомпания заинтересована начать работу в Одессе, но откроет рейсы только после завершения строительства в аэропорту нового терминала и взлетно-посадочной полосы", - рассказывает он. По словам Варади, важен не только терминал, но и взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и вся инфраструктура, чтобы можно было предоставлять по-настоящему качественные услуги пассажирам.

Все авиаперевозчики отмечают острую необходимость в реконструкции взлетно-посадочной полосы. 

"Все авиаперевозчики, с которыми мы ведем переговоры, отмечают острую необходимость в реконструкции взлетно-посадочной полосы. Многие из них готовы открывать новые рейсы, увеличивать частоты при условии обновления взлетно-посадочной инфраструктуры. Также существующая полоса ограничивает возможности аэропорта по типам принимаемых судов. Мы надеемся, что в ближайшее время Одесса получит новую взлетно-посадочную полосу, которая сделает возможным  осуществлять  полеты с незначительным ограничением максимальной взлетной массы, что позволит кардинально увеличить парк судов" ― рассказывает Виталий Портянко, директор ООО "Международный аэропорт Одесса".

Общая сумма уже вложенных инвестором средств по состоянию на 1 сентября 2015 года составляет около 550 млн.

Частный инвестор – импульс роста? В то время, как у всех украинских аэропортов количество пассажиров в первом полугодии 2015 года упало на 11,8% - в Одессе был зафиксирован рост на уровне 1,3%. В июле в Одессе рост составлял 32,5%. В сентябре Одесский аэропорт резко увеличил пассажиропоток уже на 41% - до 102 тыс. пассажиров в месяц. В администрации аэропорта ожидают, что в 2015 году будет обслужено около 935 тыс. пассажиров.

С начала 2014 года аэропорт начал сотрудничество с 9 новыми авиакомпаниями, а с начала 2015 года были запущены прямые перелеты из Одессы в Батуми, Вильнюс, Кишинёв, Ларнаку, Баку, Ереван, Санкт-Петербург, Москву, Минск, Салоники, Тиват, Днепропетровск, Львов и Харьков. Запуск нового терминала и реконструкция взлетно-посадочной полосы дают основания рассчитывать, что такие темпы роста пассажиропотока будут не временным всплеском, а трендом. Впрочем, остановка авиасообщения между Украиной и Россией негативно повлияет на пассажиропоток аэропортов страны и особенно – Одессы, где рейсы в направлении России играли весомую роль в показателях работы. Чтобы нивелировать этот фактор, администрации предприятия придется провести очень большую работу.

Однако, как показывает практика, в такой ситуации предприятию справиться легче, если оно находится в частном управлении, а не коммунальном. Как вывести отрасль из кризиса в свое время продемонстрировала Грузия, которая передала все аэропорты через концессию в управление частному бизнесу. В 2005-2013 годах (за восемь лет) пассажиропоток в аэропорту Тбилиси вырос на 162% - до 1,4 млн пассажиров, а в Батуми рост составил 441%. Благодаря частному инвесторы гавани могут предоставить комфортные условия и более гибкие тарифы, также резко повышается отдача от дополнительных услуг.

С 26 октября маршрутная сеть международного аэропорта Одесса включает столицу Молдовы Кишинев.

В условиях, когда у государства нет средств для инвестиции в терминалы аэропортов, также единственным возможным решением остается привлечение частных инвесторов. В Украине на сегодняшний день частные инвестиции работают только в нескольких воздушных гаванях. Это помимо Одессы, Харьков, Киев (Жуляны) и Ивано-Франковск. К слову, последний аэропорт стал единственным, который продемонстрировал рост пассажиропотока в сложнейшем для страны 2014 году.

"Государство должно контролировать взлет, посадку и т.д. Также государство должно обеспечить гарантии инвестору, чтобы он мог заключить долгосрочный договор. Если инвестор хочет вложить деньги, то он должен знать, во что он вкладывает. Таким образом, концессия является лучшим способом взаимодействия государства и частного инвестора", - рассказывает директор Херсонского аэропорта (КП "Херсонские авиалинии") Григорий Усик в комментарии порталу ЦТС.

Сейчас нет нормальной нормативно-правовой базы для частных инвестиций в аэропорты, рассказывает авиаэксперт Вячеслав Коновалов. "Есть множество проектов, концепций, презентаций, а по факту все решается кулуарно. С моей точки зрения оптимальным вариантом было бы привлечь какого-то международного оператора, предоставив ему преференции, но под определенные инвестиционные обязательства. Оператор должен их выполнить. Например, обеспечить определенный уровень пассажиропотока, инвестировать определенную сумму и т.д. Все это должно быть прописано", - объясняет он.Коновалов инвестиции в одесский аэропорт называет положительным примером, однако, по его мнению, важно, что государство не вмешивалось в работу инвестора и максимально упростило все процедуры, а не так, как сейчас: чтобы поставить собачью будку в "Борисполе", нужно полгода бегать за администрацией аэропорта, Фондом госимущества и всеми контролирующими органами.

Инвестиции в инфраструктуру аэропорта Одесса делают его заметным для крупных авиаперевозчиков. Этот интерес подтверждает и Джозеф Варади. Среди перспективных направлений, которые Wizz Air может открыть из Одессы, глава бюджетника называет Германию, страны Бенилюкса, Италию, Францию и Скандинавию. "Мы очень позитивно настроены по отношению к Одессе, и мы позитивно настроены по поводу Украины. Мы инвестировали много энергии и времени в украинский рынок. По различным причинам ранее мы приняли решение о реструктуризации нашего бизнеса в Украине, но мы искренне заинтересованы в возврате этих инвестиций и в том, чтобы развиваться здесь. Сейчас мы обсуждаем операционные условия, коммерческие условия и другие вопросы, которые важны для принятия нами решений о начале полетов из Одесского аэропорта", - говорит Джозеф Варади.