За год увеличить пассажиропоток на 206 тыс. человек - для крупных аэропортов с многомиллионными показателями такой результат может показаться незначительным. Но для аэропорта Харьков - это, несомненно, большое достижение. Еще в 2014-2015 годах воздушная гавань, в связи с обострением ситуации на Донбассе и ухудшением экономической ситуации в Украине, потеряла за два года порядка 40% пассажиров. В 2016 году предприятию удалось преломить негативную тенденцию: пассажиропоток практически вернулся до докризисной отметки, а темпы роста удивили даже Международную ассоциацию аэропортов, которая включила Харьков в список самых быстрорастущих аэропортов.
В 2017 году аэропорт Харьков также показал хорошую динамику прироста пассажиропотока более 34%, обслужив при этом более 806 тыс. пассажиров. Такие результаты позволяют Харькову в ближайшем будущем претендовать на место в списке аэропортов-миллионников. Когда это случится и какие усилия необходимо приложить в интервью порталу ЦТС рассказал коммерческий директор аэропорта Харьков Владислав Ильин.
Владислав Ильин
Довольны ли вы результатом 2017 года? Насколько он оправдал ваши ожидания?
Результатом довольны. Что касается плана, то мы его перевыполнили. Мы закладывали на 2017 год цифру в 760 тыс. пассажиров, а по факту, как вы знаете, обслужили более 806 тыс. пассажиров.
За счет чего удалось перевыполнить план?
Сработало несколько факторов. Главным я считаю открытие новых рейсов или увеличение частоты полетов на действующих маршрутах. В частности, к нам начала полеты авиакомпания Turkish Airlines и открыла рейсы в Стамбул, которые с мая стали ежедневными, а польский перевозчик LOT увеличил частоту с 5 до 9 рейсов в неделю на маршруте Харьков-Варшава. Также авиакомпания МАУ в летний период увеличила с 3 до 4 количество рейсов в Тель-Авив.
Все три авиакомпании, которые летают в Стамбул - Pegasus Airlines, Atlasglobal, Turkish Airlines - показали увеличение загрузки своих рейсов.
Другой фактор это повышение загрузки на всех действующих рейсах. Например, на стамбульских рейсах после прихода в Харьков Turkish Airlines не произошло перераспределения пассажиропотока. Наоборот, все три авиакомпании, которые летают по этому направлению Pegasus Airlines, Atlasglobal, Turkish Airlines показали увеличение загрузки своих рейсов.
Также росту способствовал еще один фактор. В апреле - мае в аэропорту Запорожье проводился ремонт взлетно-посадочной полосы, и часть рейсов была перенаправлена к нам. Аналогичная ситуация повторилась и в первой половине июня. Конечно, это не было основным фактором, но дополнительных пассажиров мы все-таки получили.
Какое направление было самым популярным?
Самым популярным был Стамбул. Практически круглый год и почти каждый день у нас выполнялось по три рейса в этом направлении.
О миллионе и возвращении Wizz Air
Каковы планы по пассажиропотоку на этот год?
В этом году мы планируем обслужить не более 900 тыс. пассажиров. Это, я бы сказал, наиболее реалистичный прогноз. Правда, есть ряд наработок с авиакомпаниями и, если все сложится, то, возможно, в этом году мы приблизимся к миллиону. Но очень много факторов может повлиять на реализацию этих планов, среди них: политическая и экономическая ситуация в стране, возможности самих авиакомпаний и многое другое.
Приведу пример авиакомпании Wizz Air. В сентябре 2015 года они открыли базу в Люблине, а спустя два года приняли решение о закрытии этой базы и части маршрутов. В июне этого года самолет из Люблина будет перемещен в Катовице. Эти перестановки позволят запустить рейсы в Харьков. Мы постоянно вели переговоры с Wizz Air и продолжаем вести, но, если бы у них не было высвободившихся емкостей, вряд ли они смогли бы начать полеты в Харьков в первой половине 2018 года.
Когда же ожидать миллионного пассажира?
Очень оптимистичный вариант уже в этом году. Но более реалистичным мы считаем 2019 год.
Вы упомянули Wizz Air. Возвращение в Харьков это была их инициатива или ваша?
Как правило, если аэропорт большой, то вероятность того, что авиакомпания сама захочет туда летать, гораздо больше. Если же аэропорт небольшой, скажем, с пассажиропотоком до миллиона, тогда самим аэропортам чаще приходится завлекать авиакомпании. С Wizz Air мы начали общаться еще в 2011 году, в 2013 году они полетели, в 2014 году приостановили полеты, но наш диалог никогда не прекращался. Мы провели порядка 10 личных встреч с разными менеджерами. Если бы мы не обращались к ним, возможно, они бы и сами к нам попросились летать, но это произошло бы на несколько лет позже, а не в 2018 году, либо не случилось бы вовсе.
Мы очень надеемся, что Харьков станет еще одним базовым аэропортом Wizz Air.
А тему открытия базы в Харькове не подымали во время переговоров?
Если Wizz Air приходит в любой аэропорт, он, как правило, приходит с мыслью рано или поздно открыть там свою базу. Открытие базы позволяет им легче планировать рейсы из этого аэропорта. Это часть их стратегии развития. При этом Wizz Air, в отличие от других крупных европейских лоукостеров, больше сосредоточен на странах Центральной и Восточной Европы. Большую роль, видимо, играет стоимость услуг, ведь базировка в Украине или Польше обходится гораздо дешевле, чем в Лондоне. Исходя из этого, мы очень надеемся, что Харьков станет еще одним базовым аэропортом Wizz Air.
Когда может появиться база Wizz Air в Харькове?
Мне сейчас сложно ответить на этот вопрос. Я бы переформулировал вопрос "Появится ли она вообще?". Для открытия базы им нужно набрать определенное количество рейсов, чтобы загрузить работой хотя бы один самолет. Это будет зависеть от многих факторов, но, в первую очередь, от загрузки уже заявленных направлений в Дортмунд и Катовице. Нам бы, конечно, очень этого хотелось, но сложно предугадать, как сложится ситуация. Посмотрим…
А были ли у Wizz Air какие-то особые требования к аэропорту?
Нет, не было. Наверное, поэтому наши аэропорты работают с авиакомпанией уже не первый год.
О новичках и новинках
Не планируете активизировать работу с другими лоукостерами?
С другими лоукостерами мы также общаемся, например, с теми же Ryanair. У них, как и других бюджетных авиаперевозчиков, одним из основных требований является выполнение как можно большего количества коротких рейсов в течение суток. К сожалению, Харьков проигрывает из-за своего географического положения. Например, если из Катовице во Львов лететь примерно час, то в Харьков на час дольше. Аналогично и по другим направлениям в Европу.
Если не в текущем, то в следующем году есть очень хорошие шансы того, что Ryanair может полететь в Харьков.
Львов в этом плане для них выгоднее, за одно и то же время они могут выполнить больше рейсов, чем в Харьков. Условно говоря, авиакомпания может слетать из Катовице во Львов и из Львова в Варшаву, в то время, как в Харьков она сможет выполнить только один рейс за это же время. Покупательная способность во Львове и Харькове приблизительно одинакова, поэтому не стоит ожидать, что в Харькове люди заплатят за билет вдвое дороже. В результате, нам сложнее уговаривать авиакомпании открывать новые направления. Но мы прикладываем все возможные усилия для этого.
Возвращение Wizz Air является положительным сигналом для Ryanair и для других авиакомпаний. Думаю, если не в текущем, то в следующем году есть очень хорошие шансы того, что Ryanair может полететь в Харьков.
Кто еще может зайти в Харьков в этом году?
Думаю, об авиакомпании SkyUp вы уже слышали. Они начинают полеты в июне. Из Харькова они будут летать в Римини, Барселону, Ларнаку, Бургас, Тиват и Одессу. Если какие-то из этих направлений будут хорошо грузиться, то есть шанс, что они останутся и на зиму. К тому же, мы прогнозируем, что некоторые перевозчики могут добавить частоты по существующим направлениям.
Рейс Харьков-Одесса реален или только обсуждается?
У нас были переговоры со SkyUp. Это уже решенный вопрос, сейчас идут технические моменты, оформление документов и т.д. По информации перевозчика, в марте - начале апреля они планируют открыть продажи, в том числе и на рейс Харьков-Одесса.
Другие внутренние направления не планируете запустить, например, во Львов?
Для начала мы хотим попробовать Одессу. Этот город очень показателен. В 2014 году МАУ пробовали запускать рейсы Харьков-Одесса и Львов-Одесса. Они летали где-то с июня по август. Желающих полететь было много, но платить цену, которая позволяла бы сделать рейсы хотя бы безубыточным, было мало. Поэтому они полетали до сентября и свернули эти рейсы. Согласно исследованиям, во Львов летает еще более бюджетный пассажир. Поэтому будем работать по направлению Харьков-Одесса, дальше посмотрим на результаты.
В начале интервью вы говорили о рейсах в Варшаву. Ведутся ли переговоры об открытии рейсов из Харькова в другие города Польши?
Мы активно общаемся с LOT. Пока что конкретных договоренностей о новых направлениях нет. Я думаю, месяца через два-три ситуация прояснится. Насколько я помню, то в прошлом году рейс Львов-Познань они объявляли в апреле, а стартовали в июне.
Наиболее вероятными новыми направлениями в Польшу являются Познань или Вроцлав. Другие направления пока что сложно выделить.
Также по этому вопросу ведем переговоры и с Wizz Air. Они очень гибкие. Если они видят, что уровень продаж превышает их ожидания, то могут добавить дополнительные частоты еще до начала полетов по новым направлениям. В целом, шансы по открытию новых направлений в Польшу есть, если не в этом году, то в следующем однозначно.
То есть наиболее перспективным направлением является Познань?
Наиболее вероятными являются Познань или Вроцлав. Другие направления пока что сложно выделить.
В 2016 году airBaltic вернулась в Одессу. В Харьков не планируете завлечь этого перевозчика?
С airBaltic мы вели активные переговоры еще в 2012 году, чтобы они в 2013 году стартовали. Потом они подкорректировали свои планы и перенесли запуск рейсов на 2014-й. В итоге, в Украине начался кризис, и они вообще отложили запуск рейсов Рига-Харьков-Рига. В 2016 году они возобновили рейсы в Одессу. Но наш диалог продолжается. На запуск рейсов в этом году рассчитывать не стоит, поэтому мы ведем переговоры о 2019 годе. На конец февраля у нас запланирована встреча, как раз узнаем, что изменилось.
О стратегии и конкуренции
До кризиса из Харькова летало много пассажиров из соседних регионов России. Как сейчас обстоят дела с этой категорией пассажиров?
Раньше доля таких пассажиров на некоторых рейсах достигала 10%, в зависимости от направления, дня вылета и т.д., сегодня это не более 1%. Пока мы не видим возможностей для восстановления этого потока.
Куда летает этот 1%?
Они продолжают летать чартерами в Анталию. Часто пользуются рейсами в Варшаву или Стамбул. Также популярны рейсы в Шарм-эль-Шейх. Несмотря на это, показатели очень низкие в сравнении с докризисным периодом.
Недавно аэропорт Полтава получил статус международного. Не боитесь ли вы потерять часть пассажиров, если этот аэропорт запустит чартерные или регулярные рейсы?
Насколько нам известно, жители Полтавы довольно часто летают из Борисполя, где выбор рейсов значительно больше, чем в Харькове. Пассажиров из Полтавы мы практически не получаем, это, скорее, исключение. Если начнутся рейсы из Полтавы, скажем, в Анталию, мы только "за". Это не приведет к перераспределению пассажиропотока. Эти рейсы будут грузиться теми, кто раньше вообще не летал. Это будет стимулирующим фактором для всего рынка Восточной Украины.
Мы прогнозируем, что в 2023 году пассажиропоток достигнет 1,8 млн человек.
Какой вы видите перспективу аэропорта Харьков в ближайшие пять-десять лет?
Мы прогнозируем, что в 2023 году пассажиропоток достигнет 1,8 млн человек. Это реалистичный сценарий. Он сработает при условии, что в стране не ухудшится экономическая ситуация, если быть точнее, покупательная способность населения. Ведь если у людей будут деньги, они будут путешествовать.
Мощности аэропорта позволяют обслуживать прогнозируемые 1,8 млн пассажиров?
Действующий терминал может справиться с этим объемом. При этом план развития аэропорта предполагает, что при достижении объемов, которые будут нас подталкивать к увеличению емкостей пассажирского терминала, мы будем конвертировать часть или весь авиационный ангар (терминал С) в пассажирский терминал.
Что предполагает конвертация ангара?
Среди прочего, есть проект галереи, которая должна соединить со стороны перрона терминалы "А" и "С". Но она появится не сразу. У нас есть очень маленький процент трансферных пассажиров, которые, как правило, пересаживаются с внутреннего рейса на международный или наоборот. Если таких пассажиров будет меньше 0,5%, как сейчас, тогда не будет смысла строить такую галерею. Если же мы увидим, что таких пассажиров становится все больше, тогда придется перевести пассажиров внутренних рейсов в терминал С и построить галерею между терминалами.
Читайте также Мегааэропорты окружают. Чего ждать Украине?