Недавно корпорация "Богдан" и логистический оператор "GEFCO-Украина" заключили договор о генеральном сотрудничестве с целью расширения возможностей и повышения эффективности работы обеих компаний. Топ-менеджеры обоих партнеров предполагают, что сочетание многолетнего мирового опыта, а также ноу-хау GEFCO в логистике и возможностей "Богдана", располагающего собственными логистическими мощностями, даст многосторонний синергетический эффект. При этом эксперты отмечают не типичность подобного опыта в среде украинских автопроизводителей и, вместе с тем, считают его вполне перспективным.
Профили партнеров Корпорация "Богдан", являющаяся одним из крупнейших отечественных производителей, включает не только заводы по производству легковых автомобилей в Черкассах мощностью 120-150 тыс. единиц в год и по производству автобусов и троллейбусов в Луцке мощностью 6 тыс. единиц в год, но и "Транспортное предприятие "Богдан". Оно работает на рынке автоперевозок с 2003 года и специализируется на контейнерных перевозках, перевозках крытыми прицепами, пассажирских перевозках, а также предоставляет вспомогательные услуги. Его основными клиентами являются такие компании, как "Хюндай Моторс Украина", "Киа Моторс Украина", "Украинский Автомобильный Холдинг" и другие. Как добавляют в пресс-службе корпорации, "Богдан" также располагает собственным флотом и логистическими мощностями на Волыни, в Черкассах и в Крыму.
"На сегодня флот корпорации довольно ограничен, она использует его в основном для переправки автомобилей по Днепру, – уточняет руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин. – Наряду с этим "Богдан" владеет собственным парком тягачей-автовозов, который в течение последних шести лет увеличился в 12 раз – с 10 до 120 единиц. Прежде всего, компания использует его для перевозки собственного товара, но наряду с этим она также предоставляет транспортные услуги и другим компаниям для того, чтобы оптимизировать его эксплуатацию".
Что касается "GEFCO-Украина", то она является дочерним предприятием группы GEFCO, входящей в состав компании PSA Peugeot Citroen. Группа специализируется на предоставлении логистических услуг и решений для промышленных предприятий и работает в пяти основных направлениях: международные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов, авиа- и морские перевозки, складская логистика и гибкие экологические решения по таре и упаковке, логистика автомобилей и запчастей, представление интересов клиентов в таможенных и налоговых органах. На сегодня GEFCO входит в ТОР-10 крупнейших логистических операторов Европы и работает в более чем 150 странах мира, в число которых с 2008 года входит и Украина.
"Богдан", судя по всему, взял курс на выведение логистического направления деятельности за рамки холдинга и превращения его в самостоятельный бизнес.
"Основными центрами деятельности группы являются Европа, Азия и Южная Америка. В Украине ее мощности представлены логистическим комплексом класса B, автомобильным терминалом и кросс-докинговой платформой в Киевской области, а также портово-автомобильным терминалом в Ильичевске. Как правило, GEFCO предоставляет логистические услуги, в том числе и по перевозке автомобилей, "под ключ". И Украина здесь не исключение", – рассказывает г-н Куксин.
Синергетический эффект Итак, на начальном этапе сотрудничества "Богдан" передаст GEFCO в корпоративное управление две трети своего автопарка или 80 тягачей-автовозов. Как поясняет президент корпорации Олег Свинарчук, это позволит существенно повысить эффективность его использования, что, в свою очередь, даст возможность вывести логистическое подразделение "Богдана" на уровень нулевой рентабельности, а в среднесрочной перспективе – даже получать от его деятельности прибыль.
В самом деле, пока работа автопарка "Богдана" была построена не самым оптимальным образом. "Например, при доставке автомобилей Hyundai из России автовозы корпорации идут гружеными только в одном направлении. Иногда компания вынуждена перегонять пустые машины и внутри Украины, – констатирует пресс-секретарь "Богдана" Сергей Красуля. – Ныне же GEFCO будет искать новых клиентов, чтобы максимально использовать возможности парка и складов корпорации". Действительно, в том числе и по названным причинам, минувший год логистическое подразделение компании окончило с убытком в 9 млн. грн. Что, конечно же, стало одним из стимулов для поиска новых решений.
В сущности, несмотря на то, что подобная практика пока не получила распространения в Украине, она, как отмечает г-н Куксин, в тех случаях, когда речь идет о крупных развивающихся холдингах, является общепринятым явлением в мире. "Сотрудничество с GEFCO существенно расширит диапазон возможностей "Богдана", – подчеркивает эксперт. – Так, тягачи корпорации в тот или иной момент, на том или ином маршруте могут быть использованы для нужд GEFCO, имеющей солидную клиентскую базу. Аналогично перевозки продукции "Богдана" при необходимости могут осуществляться транспортом GEFCO. Для корпорации наиболее очевидным синергетическим эффектом данного партнерства станет, во-первых, снижение расходов на логистику, ведь речь идет не только о перевозке, но и о перевалке и хранении грузов, а, во-вторых, появление дополнительных возможностей для роста доходов. Что же касается GEFCO, то для нее это, конечно же, новый источник заработка, а также еще один пункт экспансии на украинском рынке".
В самом деле, в перспективе стороны намерены расширять и углублять сотрудничество, в частности – путем создания совместного предприятия. Как считает г-н Куксин, скорее всего, речь идет об общей транспортной компании, которой будет управлять GEFCO. "Поскольку "Богдан", судя по всему, взял курс на выведение логистического направления деятельности за рамки холдинга и превращения его в самостоятельный бизнес, который будет находиться под управлением подрядчика, это было бы вполне логично", – предполагает эксперт.