18 ноября состоялось заседание комиссии Мининфраструктуры по отбору руководителей госпредприятий, посвященное львовскому аэропорту. Всего на конкурс было подано 13 кандидатур, однако четыре из них отсеяно из-за несоответствия требованиям. Среди претендентов на первом этапе были бывший коммерческий директор аэропорта Харьков Павел Прусак, два замгендиректора аэропорта Львов - Михаил Галайко и Владимир Костенко, замгендиректора ГП "Укркосмос" Виталий Кучерук, замглавы аэропорта Киев (Жуляны) Валерий Полищук, бывший руководитель львовского аэропорта Александр Загрева, а также Олег Горелов (ранее - глава ЗАО "Шиндлер") и Татьяна Романовская (ранее - начальник аэровокзального комплекса аэропорта Львов) и другие.
На следующий день комиссия Мининфраструктуры определила 5 лучших кандидатов. Теперь сформированный шорт-лист кандидатов будет передан на рассмотрение в комитет по назначениям Минэкономразвития, который и определит финалиста или финалистов и подаст их на утверждение в Кабмин. Ниже мы приводим ключевые тезисы пяти финалистов.
Олег Горелов (ранее - глава ЗАО "Шиндлер")
Одним из самых важных стратегических шагов считает возврат лоукостера WizzAir. Фокус на входящий туризм – это может быть и азербайджанское направление, и турецкое, которое сейчас является исходящим.
Акцентирует внимание на развитии сегмента бизнес-авиации. По его словам, большое количество бизнес-авиации сейчас базируется в Польше и если привлечь ее во Львов, то можно рассчитывать на тысячу вылетов. Для этого необходимо участие МИУ в регулировании тарифной схемы. В частности, нужно понизить тариф на ненормированную стоянку, а также сделать привлекательные условия для этого сегмента, плюс строительство ангара.
Утверждает, что у него есть мечта – завести на предприятие AeroShell или Air BP. Львов мог бы грамотно и правильно в рамках международных правил реализовывать авиатопливо. Это также могло бы частично помочь аэропорту в рамках аэропортовых сборов.
Считает, что доля доходов от неавиационной деятельности можно довести до уровня 20%. Он предлагает достроить гостиницу. Однако, фокусироваться она будет не только на пассажиропоток аэропорта, но и общий туристический поток города. По его словам, во Львове сейчас недостаток гостиниц и такой проект – это одно из важных направлений неавиационных доходов.
Предполагает сокращение штата аэропорта на 7-8% чрез переквалификацию и организацию выхода на пенсию.
Борьба за базового перевозчика, комплекс мер по неавиационным доходам и эффективная система использования персонала – каждая из этих позиций может дать от 5 до 20% роста доходов в год, считает Гонтарев.
Владимир Костенко (замгендиректора аэропорта Львов)
Акцентирует внимание на технических проблемах аэропорта: реконструкцию котельни, насосной станции, аварийно-спасательной станции, строительство очистных сооружений и тд. Кроме того ладимир Костенко отмечает, что у специалистов аэропорта есть масса замечаний к новому аэровокзалу.
Считает необходимым создание четкого бизнес-плана, который будет учитывать прогноз перевозок, внешние экономические расчеты, изменение расходов, прибыль и текущий результат, который исчисляется разницей между прогнозом поступлений и расходами. Составлении на основе бизнес-плана бюджета.
Считает, что организационная структура аэропорта не отвечает фактическому объёму перевозок. Утверждает, что между подразделениями отсутствует тесная координация. Поэтому предлагает определить четкую организационную структуру аэропорта, которая будет отвечать таким факторам: функции и цели аэропорта, размеру аэропорта, видам перевозок, степени финансовой автономии.
Планирует привлечь в аэропорт Львов такие авиакомпании как Belavia, Uzbekiston Airways, WizzAir Hungary, а также провести переговоры с компанией Globe Air Cargo на тему возможности развития грузовых перевозок и грузового хендлинга.
Уменьшить расход топлива хочет путем выискивания возможности размещения спецтехники с боксах терминала и поблизости терминала.
Александр Лисовик (директор по продажам и маркетингу "Азербайджанских авиалиний")
Текущая инфраструктура аэропорта является недогруженной, поэтому инвестирование в инфраструктуру – это сейчас не первоочередная задача, утверждает Лисовик.
Называет использование старого терминала источником поступлений от неавиационных доходов. Там можно построить большой шоппинг-мол или что-то другое.
Считает, что главное – это вывести предприятие на получение стабильной авиационной прибыли. Хочет пересмотреть утвержденные ставки сборов с целью приведения их к рыночным, увеличить тарифы по наземным сборам, которые исчисляются в гривне.
Не видит смысла увольнять людей сейчас, потому что одно дело уволить кассиров в супермакете, а совершенно другое - уволить персонал аэропорта за каждого из которых потом нужно будет платить за проведении тренингов. "Я бы сейчас не говорил бы о каких-то кардинальных изменениях в этой части", - говорит Лисовик.
Планирует привлечение авиакомпаний, в том числе лоукостеров, и проведения на регулярной основе переговоров с перевозчиками с целью удержания и привлечения новых. Однако, не готов давать компенсацию лоукост-компаниям при наличии максимальных понижающих коэффициентов. Помимо понижающих коэффициентов для регулярных авиакомпаний, по его мнению, необходимо создать систему стимулирования для частных операторов.
Павел Прусак (коммерческий директор аэропорта Харьков)
Основными техническими проблемами аэропорта, которые нужно решить – это ввод в эксплуатацию полосы, а также решения вопроса со свето-сигнальной системой, которая сейчас работает в тестовом режиме, рассказывает Павел Прусак.
По его словам, на сегодня во Львове неавиационные доходы составляют менее 10%. Повысить этот процент кандидат предлагает с помощью парковки, упаковки багажа (этим должен занимать непосредственно аэропорт, что принесет в год около 300-350 тысяч грн дохода), строительства VIP-зала. Павел Прусак видит три источника финансирования для строительства этого объекта: государственные средства, привлечение инвестора, который в дальнейшем и будет обслуживать этот терминал, а также выпуск облигаций. По словам кандидата, основные теневые схемы работают в предоставлении услуг по упаковке багажа, парковке, закупках, а также в аренде.
Утверждает, что штат, который сейчас составляет 800 человек необходимо сократить до 600 человек.
Привлекать новые авиакомпании планирует с помощью программы предоставления скидок: в первый год – 50%, второй год – 30%, третий год – скидки на новые направления. Кроме того, кандидат предлагает предоставлять дополнительные скидки на нерегулируемые тарифы по наземному обслуживанию.
Поскольку лоукост компании стараются на всем экономить, то кандидат предлагает создать для них отдельную инфраструктуру, где такие перевозчики смогут обслуживаться дешевле. Предлагает использовать механизм, когда город должен компенсировать аэропорту один доллар из шести при дополнительной скидке в сборах.
Татьяна Романовская (ранее - начальник аэровокзального комплекса аэропорта Львов)
Акцентирует на необходимости введение в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы, строительстве грузового терминала и ангара, привлечения инвестиций в неавиационные сферы деятельности.
Хочет использовать старое здание терминала для создания VIP-терминала, утверждает о необходимости наличия гостиницы вблизи аэропорта.
Упаковка багажа и парковка должна проводится через тендерные процедуры на основе создания прозрачных условий оценивания.
Повышение прибыльности и денежных потоков путем планирует достичь с помощью увеличения объемов перевозок, эффективного планирования ресурсов и минимизации расходов.
Считает, что необходимо проанализировать какую часть сотрудников оставить на постоянной работе, а какую привлекать во время пиковых периодов работы аэропорта. Допускает согласование с профсоюзом и трудовым коллективом условий гарантирования сохранения рабочих мест для сотрудников определенных подразделений.
Планирует разработку механизма поддержки базовых авиакомпаний в условия либерализации рынка. Привлечение новых перевозчиков путем предоставления скидок на техническое обслуживание воздушных судов и пассажиров. Привлечение лоукост компаний с условием развития ими внутренних перевозок, что даст возможность загрузить региональные аэропорты. Предоставление скидок в зависимости от частоты выполнения полетов.