Традиционно авиационная выставка Farnborough посвящена летательным аппаратам всех типов назначений, авиационным и космическим двигателям, спутникам, ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники, радарам и системам наблюдения, наземном оборудованию. Выставка проходит каждые два года и является одной из крупнейших в мире. На этот раз в Фарнборо были представлены экспонаты и стенды нескольких украинских предприятий, и даже были достигнуты договоренности с иностранными компаниями. Но обо всем по порядку.

Концерн "Укроборонпром" представил на авиашоу такие стенды:

- ГК "Укрспецэкспорт" и ДГЗИФ "Укринмаш" - экспорт и импорт продукции, услуг военного и двойного назначения;

- ГП "Антонов" - полный цикл создания современных самолетов - от предпроектных научных исследований до строительства, испытаний, сертификации, серийного производства и послепродажного обслуживания;

- ГАХК "Артем" - производство и экспорт более 70 наименований специальной и авиационной техники, а также производство медицинской техники;

- ГП "Николаевский авиаремонтный завод "НАРП" - капитальный и средний ремонт различных типов самолетов и двигателей, а также корабельных газотурбинных установок и комплектующих изделий;

- ОАО "Завод "Маяк" - разработка, изготовление, реализация, ремонт, модернизация и утилизация вооружения и военной техники, проведение и реализация научно-исследовательских и конструкторско-экспериментальных работ по разработке и внедрению в производство новых изделий электронной техники, в т.ч. средств магнитной записи.

"Антонов"

В рамках украинской экспозиции, кроме натурного образца Ан-178, ГК "Укроборонпром" представил программу самолета Ан-132, модели других самолетов производства ГП "Антонов", авиационные управляемые ракеты и прочую современную технику авиационной отрасли ОПК Украины.

Безусловно, наиболее зрелищным было участие в демонстрационных полётах нового транспортного самолёта Ан-178 от ГП "Антонов". Специально для выставки подготовили видеопрезентацию возможностей Ан-178.

На стенде предприятия были представлены модели реактивного пассажирского Ан-158, морского патрульного Ан-148- 300МП, медико-эвакуационного Ан-148-100, перспективного легкого транспортного Ан-132 и многоцелевого транспортного Ан-178. Ан-178 был также представлен на статической стоянке.

1

Проводились встречи с поставщиками оборудования для самолётов "Антонова". В частности, состоялась рабочая встреча с делегацией британской компании Dowty Propellers во главе с президентом компании Оливером Тауэрсом. Обсуждались вопросы взаимодействия по контракту о поставке винтов для самолета-демонстратора Ан-132D. Использование этих агрегатов обеспечит улучшенные взлётные характеристики и в то же время - снижение уровня шума. Мы наладили прекрасные деловые отношения с "Антонов", подписав в январе контракт на поставку винтов R408. Наша компания делает все возможное для обеспечения успеха программы Ан-132D, - отметил господин Тауэрс. На основании соглашения, подписанного между компаниями в этом году, двухмоторный AN-132D будет использовать винты системы Dowty R408, которые уже широко распространены во всем мире. Для испытательных полетов Ан-132D Dowty предоставляет два винта R408 украинскому заводу-производителю ГП "Антонов".

2

"Мы установили отличные рабочие отношения с "Антонов" с момента подписания договора на поставку винтов системы R408 в январе, и наши команды стремятся сделать демонстратор Ан-132D как можно более успешным", - заявил президент Dowty Propellers Оливер Тауэрс. Dowty будет поддерживать программу Ан-132D. В частности, введение в эксплуатацию винтов R408 на самолете-демонстраторе во время его испытаний. Компания также будет помогать персоналу "Антонова" полностью изучить новые системы.

Экспозицию ГП "Антонов" посетила Посол Украины в Великобритании Наталья Галибаренко. Во время переговоров с членами украинской делегации она выразила готовность содействовать распространению сотрудничества с компаниями Великобритании.

3

13 июля Президент ГП Антонов Александр Коцюба и Президент Esterline CMC Electronics Майкл Потвин подписали два контракта по поставке систем и оборудования для самолетов семейства Ан-148, Ан-158, Ан-178 и тяжелых транспортных Ан-124-100 Руслан. Торжественная церемония подписания состоялась в присутствии Министра международной торговли Канады Христи Фриланд.

Согласно условиям первого контракта, Esterline CMC Electronics будет поставлять систему управления полетом CMA-9000 (FMS), датчики GPS CMA-5024 и многофункциональный дисплей в двойной конфигурации MFD-2068 для обновления самолетов Ан-124. Второй контракт предусматривает, что украинские авиастроители получат систему управления полетом CMA-9000, а также мультифункциональные дисплеи MFD-3068 для производства Ан-148/158/178 коммерческого и военного назначения. С этим оборудованием самолёты Антонова будут соответствовать требованиям Федерального управления гражданской авиации (FAA) и стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) для связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением (CNS/ATM). 

5

ГП "Антонов" и Pratt & Whitney Canada подписали Меморандум о расширении сотрудничества по установке турбовинтовых двигателей PW150A на серийные самолеты Ан-132. Мы планируем продолжить работать с "Антонов" по программе серийного производства Ан-132 после окончательного выполнения обязательств по установке и двигателей PW150A на самолет-демонстратор Ан-132D , - говорит Президент P&WC Джон Саабас.

Ан-132 предназначен для маршрутов малой и средней протяженности и может иметь разнообразное применение, от транспортировки войск до перевозки грузов. Он может быть оснащен различными конфигурациями кабины. Самолет будет иметь следующие максимальные показатели: крейсерскую скорость 500 километров в час, крейсерскую высоту - 9 км, полезная нагрузка - 9,2 тонн. Ан-132 разрабатывается ГП Антонов с участием Города науки и технологий имени короля Абдулазиза (Саудовская Аравия).

DART- 450 с украинским двигателем

Кроме Ан-178 в демонстрационных полетах принимал участие ещё один самолет с украинским двигателем. Это был двухместный учебно-тренировочный DART- 450 от австрийской компании Diamond Aircraft. Самолет с допустимой перегрузкой от +7 до -4g и дальностью полета 2778 км оснащен турбовинтовым двигателем АИ-450С, разработанным ГП Ивченко-Прогресс и изготовленным АО Мотор Сич. На авиасалоне состоялась публичная премьера этого самолёта, а первый полёт он совершил 17 мая 2016 года.

6

Сейчас ведутся переговоры с компанией Diamond Aircraft о создании 9- и 16-местных самолетов, которые требуют двигателей серии АИ-450С другой мощности. Австрийский производитель видит возможность дальнейшего использования нашего двигателя, — говорит Президент АО Мотор Сич Вячеслав Богуслаев. Пока DART- 450 ждет сертификации, планируется произвести еще 3 единицы техники к концу года, а в 2017 году — от 10 до 12 самолетов.

"Украинские вертолеты"

Авиакомпания "Украинские вертолеты" представила на выставке модернизированную воздушную скорую помощь на платформе вертолета Ми-8 (Ми-17). Многолетний опыт работы компании в горячих точках позволил ей разработать трансформируемую версию салона, которая позволяет экипажу перенастроить вертолёт для спасения, транспортировки пассажиров и других задач, менее чем за 45 минут. Вертолёт оснащён модернизированными двигателями производства Мотор Сич, что значительно улучшило его лётные характеристики.

7

Известный как Skytransformer, Ми-8/17 способен принимать участие в ночных операциях благодаря приборам ночного видения и сменному подвижному электронно-оптическому сенсору в носовой части вертолёта. Сенсор может обнаружить человека в ночное время на расстоянии более пяти миль, что делает его полезным инструментом для ночных поисково-спасательных миссий. Вертолёт также может обмениваться информацией с наземной станцией через спутниковый канал.

Подводя итоги, стоит сказать о коммуникации украинских предприятий со СМИ. Так, пресс-служба "Антонова", которая за последний год сильно добавила в качестве и количестве подачи информации, продолжила позитивную традицию и в дни авиашоу. "Укроборонпром" освещал события на выставке не так активно, как хотелось бы, и, в основном, уделял внимание достижениям ГП "Антонов". Об участии остальных предприятий концерна "Укроборонпром", как и о стенде "Мотор Сич" информацию приходилось собирать по крупицам.

В целом же можно констатировать, что Украина была довольно заметно представлена на авиашоу, в основном, конечно, благодаря полётам Ан-178. Украинский самолет привлек немалое внимание посетителей авиасолона и получил массу позитивных отзывов. Не зря, по версии CNN, презентация Ан-178 вошла в символическую пятерку ключевых событий Фарнборо-2016.

Читайте также Шелковый путь Ан-178: Что известно о сделке Антонова с  Азербайджаном