Поляки проводят полную реорганизацию железнодорожного хозяйства, находящегося в собственности государственного железнодорожного холдинга PKP. В ближайшие годы компания планирует в пять раз сократить количество действующих в стране вокзалов. В ходе реформы также планируется демонтировать три тысячи километров железнодорожных путей (около 16% общей длины). Необходимость такого шага обусловлена высокой ценой содержания лишней инфраструктуры. Так, на обслуживание одного вокзала уходит от одного до нескольких десятков миллионов долларов ежегодно.

Читайте также Дворцы на путях: какой реформы ждут железнодорожные вокзалы Украины

Формально в Польше есть 2300 железнодорожных вокзалов, но только немногим более шестисот из них работают. Зарабатывают же деньги исключительно крупные вокзалы, и то только потому, что часть площади сдается в аренду под разные коммерческие помещения. В 2012 году ж.д. вокзалы принесли в общей сложности около 12 млн евро убытков.

PKP SA – компания, управляющая вокзалами – прилагает все усилия для того, чтобы минимизировать средства на их содержание. Некоторые вокзалы передаются на баланс местного самоуправления, другие – просто продаются на свободном рынке. Часть вокзалов планируется просто снести, а на их месте построить новые – меньших размеров и значительно дешевле в эксплуатации. "Мы хотим инвестировать в инновационные вокзалы. Это будут небольшие экологичные помещения, построенные из готовых панелей. Такие вокзалы уже есть во Франции и в Швейцарии – рассказывает Петр Цижкович, заместитель главы PKP SA.

Что же из себя представляет такая инновационная система? Это небольшое одноэтажное здание, построенное по стандартному проекту. Оно должно быть экологичным, оснащенным солнечными панелями, тепловым насосом, возвратником дождевой воды. Свет в таких вокзалах должен загораться, реагируя на движение.

Вокзал должен быть небольшим, оснащенным солнечными панелями, тепловым насосом, возвратником дождевой воды. Свет должен загораться, реагируя на движение.

Для начала новые вокзалы возникнут в Цеханове, Млаве, Насельску и Стшельцах Краеньских. Если проект будет удачным, то не исключено, что подобные вокзалы будут построены в нескольких пунктах одновременно. В конечном счете они появится в нескольких десятках польских городов. Старые вокзалы пребывают в таком плачевном состоянии, что их надо или радикальным образом модернизировать или же попросту развалить и построить новые. Дилемму разрешили элементарные расчеты: модернизация четырех железнодорожных вокзалов предварительно обойдется в 18,2 млн злотых (ок. 4 млн евро), а строительство новых – в 13 миллионов.

Небольшой, значит – затраты меньше Примером может послужить вокзал в Насельске, который занимает 1,6 тыс м2 площади. Это слишком много для обслуживания пассажиров. Ремонт такого здания поглотил бы приблизительно 6,9 млн злотых. Содержание вокзала – даже отреставрированного – стоило бы 67 тысяч злотых в год. РКР такой суммы не потянет. А вот построить системмный вокзал размером в 5 раз меньше стоит 4,5 млн злотых. Содержание нового вокзала обойдется в 17 тысяч злотых в год.

Что касается Млавы, реконструкция существующего вокзала, насчитывающего почти 1,5 тысяч м2, поглотила бы 4,8 млн зл., а постройка на его месте нового системного вокзала с площадью 223м2 – 2,6 млн зл. Содержание же старого отреставрированного вокзала стоит 106 тыс. злотых в год, а нового – около 12 тысяч злотых.

Дополнительные аргументы за строительство нового вокзала имеются и в Стшельцах Краеньских. "На сегодняшний день мы вообще не используем кубатуру старого вокзала. В новом помещении руководство района планирует иметь в своем ряспоряжении половину от общей площади. Мы хотим разместить там районное отделение полиции, пункт туристической информации и, возможно, еще небольшую закусочную-кафе. Это послужит тому, что вокзал будет жить не только во время прихода поездов. – предполагает Эугениуш Кшижановски, глава администрации близлежащего Звежина.

Концепция уже существует в законченном виде В настоящее время сотрудниками РКР уже создана архитектурная концепция вокзалов. В любой момент может начаться аукцион по определению проектировщиков, а в сентябре планируется повести аукцион подрядчиков. Если удастся планируемое осуществить, то в ноябре начнутся работы, а в июне-июле 2015 года откроются новые вокзалы.

Создание концепции силами РКР свидетельствует о том, что авторы строительного пректа не будут иметь слишком большого поля для деятельности. Несмотря на это архитекторы позитивно оценивают визуализацию, предоставленную железной дорогой. "Большинство иллюстраций демонстрируют довольно пристойную архитектуру мест общественного пользования, все элементы выдержаны в едином стиле, – отмечает Петр Левицки, представитель краковского пректного бюро Lewicki Latak.

По материалам Gazeta Wyborcza, перевод портал ЦТС

Читайте также В польской колее: как поляки реформируют свои железные дороги