Прошлой осенью миллиардеру собственнику агрохолдинга "Кернел" Андрею Веревскому удалось провернуть сделку крупного масштаба. Договорившись из одной из самых больших и закрытых транснациональных корпораций Glencore, предприниматель приобрел за 265 млн долларов стивидорные активы российской группы "Эфко" в порту Тамани. При этом, он обскакал также претендующих на данный актив трейдера Louis Dreyfus и группу "Дело" Сергея Шишкарева. Учитывая, что компания Андрея Веревского и детище Марка Рича активно конкурируют на украинском рынке, заявление о совместном приобретении активов в России стало неожиданным.

Но благодаря этой покупке "Кернел" сможет повторить ту вертикально замкнутую цепочку, которую компания сумела ранее успешно реализовать в Украине. Еще одним весомым для рынка результатом ее заключения стало то, что на вопрос, сколько стоят портовые активы в черноморском регионе пролилось немного света. Сделка по приобретению компанией "Кернел" зернового Тамани для рынка стала важным индикатором, поскольку по ее сумме можно судить о рыночной оценке стоимости аналогичных  активов в целом, в рамках Азово-черноморского региона. В том числе – и оценить крупнейшие зерновые терминалы Украины, используя как бенчмарк сделку "Кернел" в Тамани.

Исходя из отчетности компании Андрея Веревского, одна тонна мощности перевалки в порту Тамани обошлась в 90 долларов, а тонна объема единовременного хранения портового элеватора в 3300 долларов. Впрочем, аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Товстопят отмечает, что во втором случае данные не совсем показательны, поскольку "Кернел" совместно с Гленкором приобрел элеваторные мощности объемом 80 тыс. тонн единовременного хранения, тогда как в Украине для достижения объема перевалки в 3 млн тонн, который в данный момент может переваливать Таманский терминал, используются портовые элеваторы мощностью в 150-200 тыс. тонн. Поэтому, индикатор для украинских портовых элеваторов должен быть немного ниже.

По мнению аналитика АПК-Информ Андрея Купченка, для оценки рыночной стоимости зерновых терминалов Украины, приобретение терминала в Тамани компаниями Кернел и Glencore является не совсем показательным по ряду причин: во-первых, терминал находится на территории развивающегося порта, где даже не решен должным образом вопрос подхода железнодорожного транспорта (что является критичным для обработки экспортных партий зерна) и для которого еще нужны дополнительные инвестиции; во-вторых, совместное приобретение терминала конкурирующими компаниями говорит о некотором стратегическом партнерстве в конкурентной среде региона, что также имеет влияние на сумму сделки; и наконец, никто не отменял рыночный фактор, т.е. индивидуальные договоренности продавца и покупателя.

Что касается особенностей оценки рыночной стоимости терминалов Азово-Черноморского бассейна, то на взгля Андрея Купченкад, на сегодняшний день, кроме стандартных показателей (мощность перевалки, дедвейт судов под погрузкой и т.д.) наиболее критичным показателем является пропускная способность подъездных путей и сопутствующей инфраструктуры. "Уже сегодня сложилась ситуация, когда терминалы не могут использовать в полной мере свою перевалочную способность, так как припортовые станции и автодороги не справляются с возросшим потоком составов и автомобилей", - рассказывает эксперт.

Также, следует учитывать эффективность использования емкостей (их оборачиваемость), которая значительно колеблется для украинских терминалов (от 9 до 40, согласно техническим характеристикам терминалов). 

Впрочем, сделка в Тамани пока является единсвтенным реальным рыночным индикатором. Исходя из такой оценки зерноперевалочных активов Тамани, наиболее высоко могут быть оценены зерновые терминалы ТИС Зерно в порту Южный – 432 млн долларов и Бруклин-Киев в Одесском порту - 400 млн долл.

Сделка "Кернел" в Тамани – бенчмарк стоимость зерновых терминалов в Азово-Черноморском регионе

Зерновые мощности терминала Дмитрия Фирташа возле Николаева (Ника-Тера) оцениваются в 90 млн долларов. Впрочем, первая цифра может быть и значительно выше, поскольку  здесь для перевалки зерна можно использовать мощности по отгрузке генеральных грузов, а в этом случае экспорт зерна может возрасти до двух и более млн тонн.

В целом, все зерновые портовые терминалы Украины можно оценить в сумму 3-3,5 млрд долларов. Если же учитывать терминалы без рыбных портов и СРЗ, то эта сумма составляет 2,9 млрд долларов.

Для более точного определения стоимости украинских портовых активов остро не хватает в Черноморском регионе прозрачных сделок по приобретению терминалов, похожих на покупку СП Кернел-Гленкор терминала в Тамани.

Например, о сумме, которую заплатила "Аутспан интернешнл" - российская "дочка" одного из ведущих мировых агротрейдеров сингапурской Olam – за "Азовский зерновой терминал" в 2012 году приходится лишь гадать. По мнению некоторых экспертов, сумма сделки могла составить около 50 млн. долларов, что из расчёта стоимости одной тонны мощности значительно дешевле денег уплаченных Веревским и Glencore за Тамань.

Что касается особенностей оценки рыночной стоимости терминалов Азово-Черноморского бассейна, то на сегодняшний день, кроме стандартных показателей (мощность перевалки, дедвейт судов под погрузкой и т.д.) наиболее критичным показателем является пропускная способность подъездных путей и сопутствующей инфраструктуры. Уже сегодня сложилась ситуация, когда терминалы не могут использовать в полной мере свою перевалочную способность, так как припортовые станции и автодороги не справляются с возросшим потоком составов и автомобилей. Также, следует учитывать эффективность использования емкостей (их оборачиваемость), которая значительно колеблется для украинских терминалов (от 9 до 40, согласно техническим характеристикам терминалов). Т.е. нельзя рассчитывать удельный показатель стоимости на единицу емкости единовременного хранения, а нужно учитывать оборачиваемость.

term