Канцлер Германии Ангела Меркель не стала сидеть сложа руки и наблюдать, как Lufthansa терпит поражение в шахматной партии на поле меняющихся условий глобального авиарынка. Вместо этого она решила переместить несколько пешек, сведя вместе двух игроков. Интрига весьма занимательна, ведь один из них является крупнейшей авиакомпанией в Европе, а второй – самой быстрорастущей европейской авиакомпанией. Партнерство с Turkish Airlines может стать для Lufthansa тем решением, которое ей так необходимо в условиях падения доходов и нарастающей угрозы на "родных" для нее рынках со стороны сильных авиакомпаний Ближнего Востока.
Ответ арабской экспансии Как сообщил премьер-министр Турции Тайип Эрдоган во время своей речи для правящей парламентской партии 3 ноября, он согласился на предложение фрау Меркель о создании совместного предприятия на базе двух компаний. Похоже на то, что идея тесного сотрудничества Lufthansa и Turkish Airlines действительно исходит от одной из наиболее влиятельных политических фигур Европы – немецкого канцлера Ангелы Меркель. "В ходе моего визита в Германию Меркель сделала это предложение: давайте передадим Lufthansa и Turkish Airlines в совместное управление. Я сказал: хорошо. Теперь это один из проектов, которые мы изучаем. Думаю, мы можем предпринять это шаг совместно с Turkish Airlines и Lufthansa, и с волей Божьей мы сделаем это", - так процитировало агентство Reuters слова турецкого премьера, обращенные к парламенту.
Новость о возможном партнерстве Lufthansa и Turkish Airlines оказалась почти шокирующей для рынка, однако пока официально о грядущей сделке объявлено не было. Но если это правда, то на фоне такого события сближение арабской Etihad Airways и альянса OneWorld (возглавляемого объединившимися в холдинг British Airways и Iberia), а также недавнее код-шеринговое соглашение между Air France-KLM и Airberlin, на которое второй по величине перевозчик Германии пошел под давлением своего главного акционера – той же Etihad - покажутся просто детскими забавами.
Объединение Lufthansa Group с Turkish Airlines приведет к созданию второго по величине авиаперевозчика после Delta Air Lines по показателю перевозочных мощностей
Такой альянс наверняка не обойдет стороной интересы авиаперевозчиков Персидского залива, которые все ожесточеннее прорываются на европейский рынок, а также может спровоцировать дальнейшие корпоративные сделки внутри ЕС, где Lufthansa является ведущим игроком.
Lufthansa никогда не стеснялась критиковать экспансию авиакомпаний Персидского залива в Европу, а также выступать против выдачи им назначений на полеты на общих основаниях. Основным аргументом было то, что арабские авиакомпании в значительной мере субсидируются своими правительствами, следовательно, не могут претендовать на вхождение на европейский рынок на симметричных условиях.
В октябре этого года, когда было объявлено об альянсах между Oneworld /Qatar и Etihad-Air France/airberlin, стало понятно: без партнера на этой глобальной танцплощадке мирового авиарынка остается лишь одна европейская авиакомпания – Lufthansa. Другими словами, она осталась единственным европейским оператором, не принимающим участие ни в каких партнерских соглашениях с ключевыми перевозчиками Ближнего Востока. Как глава альянса Star Alliance, Lufthansa заняла видное место среди сетевых перевозчиков, консолидировав вокруг себя множество партнерских и "спутниковых" авиакомпаний. Сопротивление экспансии операторов залива на свою территорию стало для немецкой группы почти идеей фикс в последние годы. Но теперь эта идея, как уже могут увидеть многие, грозит вывести ее из игры по мере того, как новые мощные субъекты выстраиваются в очередь за кусочком европейского авиационного пирога.
Еtihad Airways "обхаживала" Lufthansa еще в 2010 году (тогда шла речь о вхождении арабского перевозчика в Star Alliance). Однако высшее руководство немецкой компании не поддалось искушению изменить курс , предпочитая и дальше полагаться на свои сильные позиции на внутреннем рынке и поддержку Star Alliance. Сейчас становится очевидным, что это было не самым верным решением. Следующим шагом Etihad стало сближение со вторым по величине перевозчиком Германии, компанией Аirberlin - фактически под носом у Lufthansa. Теперь же, в сумме с обещанным код-шеринговым соглашением между Air France-Аirberlin, риск иностранного вторжения чувствуется все острее.
Пришло время, когда Lufthansa больше не может игнорировать те структурные изменения, которые происходят сейчас в авиационной индустрии. По мнению многих, связка с Turkish Airlines подходит для компании лучше, чем партнерство с каким-либо из перевозчиков Персидского залива. С одной стороны, Turkish Airlines – фактически равный ей в своей самостоятельности оператор - также, как и авиакомпании Ближнего Востока. С другой – Турция соответствует духу "европейской консолидации", более близкого для Lufthansa.
Эффект синергии – крупнейший перевозчик в мире? К настоящему моменту Turkish Airlines является восьмой в мире авиакомпанией по показателю количества пассажирских кресел. По этому критерию она опережает арабские Qatar и Etihad, хотя и уступает Emirates. Lufthansa же занимает первое в мире место среди международных авиаперевозчиков по объемам мощностей для международных перевозок и является четвертой крупнейшей авиационной группой (по объему перевозок, включая внутренние и международные направления). Одновременно Turkish Airlines – 19 по величине авиационная группа в мире, а в последние годы – еще и одна из самых быстрорастущих в мире.
Объединение Lufthansa Group с Turkish Airlines приведет к созданию второго по величине авиаперевозчика после Delta Air Lines по показателю перевозочных мощностей (более 3,8 млн кресел в неделю в сравнении с 3,9 млн у Delta). Прибавить к этому чрезвычайно быстрый рост Turkish (в последние пару лет объемы перевозок компании и количество посадочных мест росло с темпами 40% в месяц) – и уже не покажется таким уж нереальным предположение о том, что в скором времени объединение Lufthansa-Turkish обгонит американского лидера по показателю объемов флота.
Как Lufthansa, так и Turkish Airlines являются членами Star Alliance. Кроме того, перевозчики имеют долгосрочные отношения с SunExpress, базирующейся в Анталии чартерной авиакомпанией. Lufthansa и Turkish Airlines владеют по 50% акций этого перевозчика. Согласно информации на сайте компании, по состоянию на лето 2012 года SunExpress владела флотом из 28 Boeing 737-800 общей емкостью 5292 пассажирских кресла.
Lufthansa и Turkish Airlines являются сегодня двумя крупнейшими авиакомпаниями на европейско-азиатском рынке. Совместно они предлагают еженедельно более 127 тыс посадочных мест (из расчета на полет в одну сторону, включая рейсы, выполняемые SWISS и Austrian, которые входят в Lufthansa Group). Для сравнения - Air France-KLM предлагают лишь 104 тыс кресел в неделю.
В то же время Emirates и Qatar Airways гораздо крупнее, чем любой европейский перевозчик в Азии. Эти компании предлагают в неделю 350 тыс и 160 тыс посадочных мест соответственно. Кроме того, Etihad также предлагает более 100 тыс кресел на рейсах в Азию.
Если смотреть на рынок в более глобальном масштабе, охватывая Европу, Ближний Восток и Азию, то комбинация Lufthansa Group-Turkish выглядит немного более слабой, чем союз Etihad, Air France-KLM и airberlin. Альянс дубайской Emirates и австралийской Qantas (в сентябре этими перевозчиками было объявлено об объединении маршрутных сетей) должен стать значительно мощнее, чем каждый из названных двух.
Финансовый резон Как известно, в политике не бывает никаких "случайных совпадений". И время для заявления премьера Эрдогана, скорее всего, тоже было выбрано сознательно. 31 октября Lufthansa Group обнародовала свои финансовые результаты по итогам трех кварталов текущего года. Было объявлено о снижении операционной прибыли на 13,3% за этот период в сравнении с 9 месяцами прошлого года, а также о сокращении на 0,7 процентных пунктов маржи операционной прибыли (до 3,1%). "Сердце" группы и крупнейший ее субъект, пассажирское подразделение Lufthansa, задекларировал скудные 0,8% маржи по итогам трех кварталов и, как ожидается, закончит год "с существенным операционным убытком".
Консолидированная чистая прибыль Lufthansa Group выросла на 30% до 642 млн евро в 3 квартале, операционная прибыль – на 6,2% до 648 млн евро, доходы – на 6,2% до 8,3 млрд евро. Доходы от пассажирских перевозок увеличились на 5,5% до 6,9 млрд евро, количество пассажиров – на 2,6% до 29,4 млн. Фактор пассажирской загрузки улучшился на 1,3 п. п. до 83,4%.
Тем не менее, хорошие результаты деятельности группы за 3 квартал не позволили компенсировать ухудшение результатов год к году по итогам 1 полугодия (с 114 млн евро прибыли в 2011 году до 20 млн евро убытков в 2012). Темпы роста расходов продолжили опережать темпы роста выручки и по итогам 9 месяцев этого года.
Комментируя результаты деятельности группы за 3 квартала, глава Lufthansa Group Кристоф Франц говорит, что "они оказались вполне приличными и демонстрируют устойчивое положение компании, особенно принимая во внимание те сложные условия, в которых сейчас находится отрасль". Тем не менее, он признал, что они недостаточны для того, чтобы обеспечить будущее Lufthansa Group в долгосрочной перспективе.
"Поэтому мы должны изменить нашу компанию. Текущий кризис является структурным, а потому требует структурных изменений", - заявил Франц, подчеркивая, что группа предпримет меры, выходящие за рамки тех, которые уже запланированы в рамках программы экономии и реструктуризации SCORE. Пакет этих мер, запущенный в начале 2012 года, предполагает улучшение операционных результатов Lufthansa Group в сравнении с 2011 годом – как минимум до 1,5 млрд прибыли до 2014 года. План SCORE включает передачу части европейской маршрутной сети пассажирского подразделения Lufthansa ее дочерней структуре Germanwings с 1 января 2013 года, а также сокращение 3,5 тыс рабочих мест в ее филиалах по всему миру.
Конкретики в отношении того, как может происходить будущее объединение, пока немного. Турецкому государству в данный момент принадлежит 49,12% Turkish Airlines. Следующий этап приватизации Turkish Airlines, планируемый турецким правительством, может стать для Lufthansa простым способом приобретения доли в авиакомпании. Хотя, несмотря на то, что власти неоднократно заявляли о намерении сократить свою долю, до сих пор не принято решение о том, сколько именно акций будет подлежать продаже, и какой способ приватизации выбран.
Кристоф Франц признает, что мировая авиапромышленность находится в данный момент в состоянии некоего разворота, в ходе которого усиливаются перевозчики Персидского залива, и они же выступают двигателями консолидации. Параллельное участие в процессах консолидации позволит Lufthansa идти в ногу с мировыми тенденциями и пытаться играть с авиакомпаниями Ближнего Востока на равных, соглашается он.
По словам Франца, Air France и Airberlin вступили в партнерские отношения с Etihad с позиции слабости. В то время как группа Lufthansa, уверен он, "не находится под давлением, поэтому мы будем оценивать любое потенциальное партнерство чрезвычайно осторожно".
Но по мере того, как перевозчики залива продолжают выстраивать партнерские отношения с ключевыми членами глобальных альянсов (не в последнюю очередь – с прицелом на европейский рынок), давление на Lufthansa все же будет усиливаться. Партнерство с Turkish Airlines в таких условиях может стать наиболее логичным ответом.
По материалам centreforaviation.com
Перевод Екатерины Гребеник