Возникновение предприятия под официальным названием Международный Свободный порт Джурджулешты (молд. Giurgiuleşti) стало возможным исключительно благодаря украинской геополитической щедрости. Молдова получила часть украинской земли, из которых 430 метров были речным берегом, и вышла к Дунаю только после подписания Киевом и Кишиневом соглашения об обмене территориями. Молдаване обязалась передать Украине землю под автомагистралью "Одесса-Измаил" в районе села Паланка (восемь километров трассы проходят через Молдову) в обмен на прибрежную зону неподалеку от Рени. Несмотря на то, что парламенты стран так и не высказались на эту тему, и уж тем более не проводился референдум об изменении территории Украины, данное соглашение было воплощено в жизнь. Киев свои обязанности выполнил – и Кишинев объявил "большое дунайское строительство".
Благодаря этому соглашению Молдова сегодня имеет дунайский порт, способный обрабатывать как речные, так и морские суда. "Международный Свободный порт Джурджулешты (МСПД) - единственный пункт морской/речной перевалки и дистрибуции в/из Молдовы, а также региональный узел логистики на границе с ЕС с доступом к авто- и железным дорогам. Он также является отличным пунктом для развития бизнеса - благодаря своему месторасположению, трехмодульной транспортной инфраструктуре, низким затратам и уникальному налоговому и таможенному режиму", – подчеркивает пресс-служба порта. Вся территория Джурджулешты (120 га) является свободной экономической зоной до 2030 года, сегодня в ней зарегистрированы более 30 резидентов.
Нефтяное начало Работы начались в середине 90-х годов – как строительство нефтетерминала. Сооружение его завершилось в 2006-м, но еще за несколько лет до этого компании Azpetrol, Azertrans и Azpetrol Refinery подписали с правительством Молдовы соглашение о строительстве на этом месте порта с нефтяным, сухогрузным и пассажирским терминалом, а также сети АЗС и НПЗ на территории страны (в дальнейшем нидерландский Easeur Holding BV приобрел компании группы Azpetrol).
Инвестиции в порт превысили 65 миллионов долларов
В 2006 году нефтекомплекс включал в себя причал для приема танкеров, восемь резервуаров вместимостью от 4,2 тыс. до 12,6 тыс. кубометров, комплексную систему закачки нефтепродуктов из морских цистерн. Летом 2007 года после проведения испытаний в Джурджулешты прибыл первый морской танкер, поставивший более 3,7 тыс. тонн нефтепродуктов румынского НПЗ Petromidia, импортированных компанией Bemol (бывшая Azpetrol). Эдгар Мартин, тогдашний директор компании Danube Logistics (на 80% учрежденной Easeur Holding BV, на 20% - ЕБРР), ставшей основным инвестором и оператором фактически частного порта, назвал "историческим событием" тот факт, что Молдова получила возможность импортировать нефтепродукты с мирового рынка напрямую. По данным пресс-службы МСПД, сегодняшняя мощность терминала составляет 1 млн тонн в год. В третьем квартале 2012 года в эксплуатацию вводится железнодорожный комплекс нефтетерминала.
Активная транспортировка нефтепродуктов не помешала производить работы по сооружению и портовых терминалов. В 2009 году был сдан зернокомплекс вместимостью 50 тыс. тонн и мощностью до 3 тыс. тонн в день. Через два года был введен в эксплуатацию терминал по перевалке растительного масла вместимостью 6 тыс. тонн. Инвесторами выступили, соответственно, компании Trans Cargo Terminal и Trans Bulk Logistics, "дочки" группы компаний TransOil, которые управляют терминалами совместно с Danube Logistics.
Отдельной темой является терминал по перевалке контейнеров и генеральных грузов, введенный в строй непосредственно компанией Danube Logistics в январе 2012 года. "Открытая площадка для хранения терминала, площадью около 2-х гектаров, имеет прямой доступ к железной дороге и, в общей сложности, 48 "розеток" для зарядки рефрижераторных контейнеров. Минимальные глубины у причала составляют 5 метров", - отмечает пресс-служба порта. Первым клиентом нового терминала стал контейнерный гигант Mediterranean Shipping Company: судно со 141 контейнером на борту взяло курс на Стамбул. А летом текущего года МСПД открыл второй контейнерный маршрут - на Констанцу. Судно под болгарским флагом будет перевозить до 120 TEU за рейс.
Кроме того, компания Danube Logistics намерена использовать терминал для насыпных грузов (около 4 га на реке Прут) для перевалки щебня, нефтяного кокса и шлаков из речных барж в железнодорожные вагоны и грузовики. Также в 2012 году будет завершено сооружение рампы для погрузки типа "ro-ro".
Правительство Молдовы называет порт Джурджулешты "воротами в мир", учитывая, что порт способен напрямую и опосредованно связать Молдову с почти 600 портами и терминалами в различных странах. Возможно, поэтому объемы грузоперевалки стали со временем стремительно расти. Так, если в 2009 году через Джурджулешты прошли 76,5 тыс. тонн грузов (примерно наполовину - нефтепродукты и зерновые), то в 2010 году этот показатель вырос почти в пять раз. Среди более чем 370 тыс. тонн грузов 59% составили зерновые, 23% - щебень и 16% -нефтепродукты. Те же темпы грузопереработки сохранились в 2011-12 годах.
Игра на украинском поле О конкуренции с украинскими портами на Дунае напрямую не говорят ни председатель совета директоров Danube Logistics Томас Мозер, ни директор МСПД г-жа Алла Айдов. Но "замахиваются" Джурджулешты не только на "дунайцев", но и на морские порты Украины, даже несмотря на несопоставимые объемы грузоперевалки. В начале нынешнего лета руководители порта и оператора заявили о намерении снизить цены на профильные услуги – с целью привлечь новых клиентов, работающих с другими черноморскими портами, в частности - с Одесским. "С началом сотрудничества МСПД с портом Констанца, взимающим более низкие сборы, нежели Стамбул, снизится и конечная цена перевозки товаров", – цитирует пресс-служба порта слова Томаса Мозера.
Правда, в 2012 году у Украины неожиданно появилась возможность контраргументов: правительство Молдовы прекратило движение поездов по участку железной дороги "Кагул-Джурджулешты" - единственной собственной ветки к порту. Одни эксперты говорили о технических проблемах названного участка, другие называли "стоящую" за всем этим румынскую компанию GFR, но факт состоит в том, что Кишинев сам предложил поставлять грузы в МСПД по территории Украины - через порт Рени. Понятно, что грузовладельцы вынуждены будут дополнительно оплачивать украинские пошлины и тариф "Укрзализныци". Этот фактор, естественно, снижает конкурентоспособность молдавских "ворот в мир" – и выходит, что уменьшать собственные тарифы приходится уже вынужденно, а не бросая вызов одесским портам
Вместе с тем, МСПД и его оператор не останавливается на имеющемся. На данный момент инвестиции в порт превысили 65 млн долларов США, из которых треть осуществлены Danube Logistics. При этом Томас Мозер все же обращается к правительству Молдовы за содействием: в усовершенствовании профильной законодательной базы, практики контроля товаров на границе - а также в развитии железнодорожных и автоперевозок к порту. Молдавский премьер-министр Владимир Филат пообещал отремонтировать автотрассу "Кишинев-Джурджулешты", а посетивший МСПД в июне вице-премьер Валерий Лазэр – даже соединить портовую набережную с железнодорожной сетью страны.