APM Terminals - это дочерняя структура судоходного гиганта Moller Maersk Group, которая  оперирует перевалочными комплексами в 56 портах 37 стран мира. Ее суммарный контейнерный оборот в прошлом году достиг 33,5 млн TEU. Украина в фокусе интересов компании со штаб квартирой в Гааге находится с 2008 года, когда менеджеры APM Terminals открыто заявили о намерении вложить средства в строительство нового контейнерного терминала в порту Ильичевск. Несмотря на то, что проект до сих пор не был реализован, "дочка" датского судоходного гиганта все еще от идеи зайти в Украину не отказалась. Наоборот, возникло еще несколько новых идей. О том, что готов принести этот масштабный игрок в нашу страну и каких принципов он придерживается, в эксклюзивном интервью Центру транспортных стратегий рассказал директор по развитию бизнеса APM Terminals Рон Левин.

Недавно Украина приняла новый закон о морских портах. Как на Ваш взгляд это отразится на инвестициях в отрасль?

Если закон предусматривает переход от полного государственного управления к концессионной модели, то, конечно же, это будет стимулировать инвесторов вкладывать средства в развитие портовых мощностей. Если вы хотите привлечь крупный капитал из-за рубежа, то компании будут заинтересованы в возможности строить бизнес и наращивать грузооборот.

Заинтересована ли компания APM Terminals попытаться снова выйти на украинский рынок?

Я думаю, что новая модель государственно-частного партнерства будет способствовать этому. Мы продолжаем искать возможности выхода на рынки с хорошими коммерческими перспективами, где наши опыт и знания могут значительно повысить ценность того или иного объекта и привнести сюда что-то, чего здесь ранее никогда не было. Мы не хотим просто прийти и сменить другого собственника. Мы стремимся дать порту нечто новое. И я надеюсь, что реформа портового сектора говорит о том, что правительство думает об интересах бизнеса и заинтересовано в экономическом росте.

Какой украинский порт Вы считаете наиболее привлекательным для инвестиций?

На самом деле у нас нет каких-либо особых предпочтений в данный момент. Все зависит от того, где появится хорошая возможность. Нужно рассматривать каждый случай отдельно, причем проект в одном порту не может помешать другому. Если мы увидим перспективы в двух гаванях, то будем рассматривать их независимо друг от друга.

Мы поддержим идею любой базы - на Днепре либо на Дунае.

И все-таки какой порт будет для Вас предпочтительнее - более крупный или более мелкий?

Как Вы знаете, наша компания - крупный игрок на рынке, а потому мы предпочтем масштабные инвестиции. Мы скорее не возьмемся за мелкий проект, потому что он слишком маленький, однако вряд ли откажемся от большого, потому что слишком велик. Поэтому чем масштабнее возможность, тем лучше.

То есть наиболее вероятными являются порты Большой Одессы?

Это было бы вполне логично. Но я хочу добавить, что мы также рассматриваем не только морское побережье, но и возможность инвестиций на суше. Ведь проект в порту также требует создания контейнерных депо на суше, возможно, с железнодорожным сообщением в дополнение к перегрузочному комплексу. А такие объекты как раз требуют меньших вложений. Поэтому мы не отказываемся от них полностью, согласно шкале приоритетов нашей группы, более крупный проект несет в себе больше рисков и больше отдачи. Поэтому мы предпочтем его.

Допускаете ли Вы возможность вложений в речной терминал на Днепре?

Я думаю, нам будет это интересно, поскольку мы заинтересованы во внутреннем сообщении. Если порт обслуживает и прямые, и транзитные грузопотоки, то об этом следует задуматься. Я думаю, мы поддержим идею любой базы - на Днепре либо на Дунае. Но, повторюсь: в первую очередь нужно говорить о морском терминале, а речной может выступать лишь дополнением к нему. Поэтому сначала мы будем инвестировать в более крупный морской проект.

Вы говорили о том, что концессия является для компании более предпочтительной, чем приватизация. Почему? Каковы преимущества и риски каждой из моделей?

Речь идет о том, что мы стремимся быть владельцами земли, хотя и не исключаем такой возможности. И для нас не имеет большого значения, кому принадлежит участок - государству либо частному собственнику, - так как мы можем работать и с теми, и с другими. Мы заинтересованы, прежде всего, в работе с терминалом.

На каких условиях Вы готовы работать с партнерами?

Наше условие: мы должны владеть как минимум 51% акций терминального комплекса. Нам не нужно право собственности на землю, так как мы предпочитаем концессию. Однако сам перегрузочный комплекс обязательно находится в нашей собственности. Ведь мы хотим, чтобы он работал под брендом APM Terminals. Следовательно, нам надо привести туда свой менеджмент и вложить в развитие свой опыт и знания. Но в то же время во многих ситуациях нам требуется помощь наших местных партнеров.

Расскажите о ваших проектах на территории СНГ.

Наш самый молодой проект находится в Грузии - в порту Поти. Должен сказать, что это очень интересная возможность на стремительно растущем рынке. К тому же мы видим отдачу от властей: правительство очень чутко реагирует на потребности бизнеса и стимулирует развитие экономики. Объем инвестиций в этот актив превышает 100 млн долларов, так как наша цель - приблизить этот объект к мировым стандартам, дать ему возможность работать с любыми видами грузов и организовать сообщение с сушей путем сотрудничества с железными дорогами и другими видами транспорта. Пожалуй, это один из наших самых масштабных проектов.