В Херсонском порту завершают строительство перегрузочного зернового терминала. Также в этом году предприятие планирует сконцентрировать усилия на организации внешнего рейдового якорного места в районе Тендровской косы, что позволит привлечь дополнительный объем грузов. По предварительным расчетам, ежегодный прирост доходов порта от реализации этого проекта составит 40 млн грн или почти 20% к существующим показателям.

В течении следующих трех лет порт собирается увеличить объем перевалки грузов в два раза - до 8 млн тонн в год. При существующих показателях отрасли такой результат позволит вплотную подойти к первой пятерке крупнейших портов страны. Впрочем, грандиозные планы портовиков о расширении предприятия натолкнулись противодействие со стороны городской общественности, которые ратуют за сохранение экологической безопасности региона и создание на левобережье Днепра рекреационных зон. Борьба за будущее порта переместилась в кабинеты и коридоры горсовета.

Большие планы Херсонский морпорт в силу ограниченности производственных мощностей занимает довольно скромное место в портовой отрасли Украины - по итогам первого полугодия 2011 года он находился на 11-й позиции среди 18 портов страны. Однако, скромные показатели не соответствуют его выгодному географическому положению и логистическому потенциалу.

Порт дислоцируется на правом берегу в устье Днепра недалеко от Днепро-Бугского лимана, и имеет выход в Черное море. Это позволяет ему принимать как речные, так и морские суда. При этом порт может работать со всеми видами сообщения - железнодорожным, автомобильным, морским, речным. Причем речное сообщение в последнее время набирает обороты, так как все большее количество украинских грузовладельцев переключается на перевозки по реке. Поэтому, в перспективе предприятие может стать ключевым звеном в формировании новой украинской логистики - внутреннего трансшипмента (перевозка морских грузов по водной системе Днепра).

Однако оказавшись "в тисках" городской инфраструктуры, порт Херсона не имеет возможности для дальнейшего расширения. В последние годы эта проблема значительно усугубилась: порт уже не в состоянии полностью удовлетворять постоянно растущий спрос на перевалку грузов, в том числе, контейнерных. Поэтому часть грузов уходила в порты Николаева и Одессы.

В этой связи руководство предприятия всерьез задумалось над проблемой наращивания мощностей. Была разработана долгосрочная Генеральная схема развития до 2015 года, которая предполагает развитие портового хозяйства на правом берегу Днепра и строительство ряда современных терминалов по перевалке грузов на левом берегу. Но этот документ вызвал жесткое противодействие со стороны городской общественности и градостроителей, которые ратуют за сохранение экологической безопасности региона и создание на левобережье Днепра рекреационных зон. Со своей стороны местные власти прекрасно понимают, что нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца. Поэтому в прошлом году после несколько неудачных попыток утвердить документ, коллегия Херсонской облгосадминистрации все же одобрила Схему, но с учетом внесения некоторых корректировок, которые в свою очередь должны пройти череду согласований на всех уровнях власти.

Так, первым шагом на пути реализации Генсхемы должен стать ввод в эксплуатацию зернового перегрузочного комплекса на причале №3 мощностью до 25 тыс. тонн единовременного хранения. Общая стоимость проекта оценивается в 29 млн грн (порядка $3,7 млн). Его строительство планируется завершить уже к концу текущего года. Также в числе первоочередных проектов - строительство современных перевалочных мощностей на базе затонов №№ 1 и 2, расположенных на левобережье Днепра. В частности, в затоне №2 планируется построить терминал для лесных грузов, а также современный контейнерный терминал, который будет ориентирован на перевозку в сообщении река-море. "По сути, это будет узел дистрибуции для контейнерных грузопотоков, предназначенных основным центрам Украины, с охватом таких городов, как Днепропетровск, Запорожье, Никополь, Кривой Рог", - рассказывает начальник морпорта Сергей Игнатенко.

Кроме того, в новом варианте Генсхемы вместо терминала по отгрузке биоэтанола запланировано строительство комплекса по перегрузке минеральных удобрений в затоне №1, а также перегрузочных комплексов для угля и кокса, инертных грузов (песок, щебень). Помимо этого, в планах порта - модернизация существующего специализированного перегрузочного комплекса для зерновых грузов на причале №6 (КСД "Днепр-карго") и реконструкция причала №10 с целью увеличения его мощности до 250-270 тыс. тонн грузов в год.

Одним из ключевых моментов Схемы развития порта является строительство железнодорожного пути к левой части Днепра, где сегодня отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение. Согласно планам, новая ветка протяженностью 12,5 километров будет пролегать в обход Цюрупинска через плавневую зону до затонов порта. При этом параллельно ей планируется проложить автомобильную дорогу.

По расчетам Херсонского морпорта, реализация всех вышеуказанных проектов позволит к 2015 году увеличить объем грузопереработки в два раза - до 8 млн тонн в год, создать более 300 рабочих мест, а также в два раза увеличить отчисления в бюджеты всех уровней.

В режиме ожидания Уникальные логистические возможности Херсонского морпорта и его амбициозные планы по развитию привлекли внимание ряда зарубежных инвесторов. К примеру, в прошлом году свою заинтересованность в сотрудничестве с предприятием выразили Литовские железные дороги. В частности, литовская сторона предложила Херсону присоединиться к контейнерному поезду "Викинг", который курсирует от порта Клайпеда (Литва) до Ильичевского и Одесского портов. "Нас чрезвычайно интересует сельское хозяйство и потенциал в этой области, а также возможности присоединения Херсона к контейнерному поезду путем открытия дополнительной линии через Херсонский морской торговый порт", - заявил посол Литовской Республики Пятрас Вайтекунас.

В последние два года Херсонский порт активно занимается развитием существующих и наращиванием новых контейнерных мощностей. Сегодня ключевое значение для предприятия имеет строительство нового контейнерного терминала, который позволит увеличить контейнерные мощности порта до 450 тыс. TEU в год. По мнению разработчиков, благодаря реализации этого проекта Херсонский порт может стать одним из ведущих контейнерных узлов Украины.

Также Херсонский МТП приглянулся одному из ведущих китайских производителей сельхозоборудования Muyang Group Co. Ltd. Представителей компании интересуют в первую очередь зерновые комплексы порта, расположенные на Днепре. Кроме того, среди потенциальных инвесторов порта СМИ называют чешско-украинскую компанию "Чешская перспектива", которая также присматривается к местному аэропорту.

Однако ни о каких конкретных наработках с указанными компаниями речь пока не идет. Руководство Херсонского морпорта объясняет это тем, что до тех пор, пока Генеральная схема развития предприятия не будет окончательно утверждена, ни о каких серьезных переговорах с потенциальными инвесторами не может быть и речи. Новый вариант Схемы еще предстоит утвердить на городском и областном уровне, а также получить одобрение Мининфраструктуры Украины. "Только после этого мы сможем вести переговоры с потенциальными инвесторами, обсуждать с нашим профильным министерством степень участия государства в этом проекте", - сказал начальник порта Сергей Игнатенко.

В данной ситуации Херсонскому порту приходится только полагаться на добрую волю чиновников. По всей видимости, учитывая отсутствие единого видения по дальнейшему развитию предприятия и нежелание отдавать ему лакомые кусочки земли в районе Днепра, ждать согласования Генсхемы развития порта придется достаточно долго. По мнению экспертов, самое большее, на что Херсонский МТП может рассчитывать в этом году - завершить строительство зернового терминала, тогда как с другими инвестпроектами придется повременить.

Довідка

Херсонский морской торговый порт расположен на правом берегу Днепра. В его арсенале - 10 причалов, 13 грузовых площадок и две железнодорожные платформы.

Херсонский МТП специализируется на перевалке внешнепортовых и каботажных грузов, осуществляет погрузочно-разгрузочные работы. В порту перерабатываются генеральные, навалочные и насыпные грузы. При этом более 40% перерабатываемых грузов приходится на минеральные удобрения и химические грузы, и около 40% - на хлебные грузы.

Кроме того, порт занимается переработкой черных металлов всех профилей, чугуна, кокса, ферросплавов, леса, торфа. Проектная производительность порта - 5 млн тонн в год.