"Как Херсонская область может претендовать на прогрессивность, если серьезные люди тратят шесть-десять часов на дорогу сюда из Киева или Днепропетровска", - негодует глава Херсонской облгосадминистрации Николай Костяк. Чиновник решил сделать свой регион ближе к миру и занялся реанимацией местного заброшенного аэропорта. В декабре произошло два ключевых события, продемонстрировавших, что он близок к цели. Во-первых, частный инвестор концерн "Титан" (контролируется Анатолием Левиным) полностью отказался от своих претензий на аэропорт "Херсон", что позволило региональным властям передать объект в коммунальную собственность области. Затем облсовет создал коммунальное предприятие "Херсонские авиалинии".

Впрочем, несмотря на все усилия логистические проблемы "серьезных людей" еще далеко не решены. Инвесторы, проявляющие интерес к аэропорту в Херсоне, рассматривают его исключительно как площадку для грузовой авиации. О возможности развития пассажирского направления пока заявила только немецкая авиакомпания-фантом с неработающим сайтом.

Грузовой король Сейчас Херсонский аэропорт находится в заброшенном состоянии и, по сути, превратился в памятник авиационной инфраструктуры времен СССР. Регулярные пассажирские и грузовые рейсы здесь не выполняются на протяжении многих лет. И это несмотря на то, что в 2007 году аэропорт получил статус международного и обзавелся пунктом постоянного пропуска через государственную границу. Попытки властей реанимировать предприятие за счет киевского инвестора ‑ концерна "Титан" не увенчались успехом.

Еще 2005 году концерн Анатолия Левина стал победителем инвестиционного конкурса по созданию ООО на базе областной коммунальной собственности - аэропорта "Херсон". В следующем году целостный имущественный комплекс аэропорта был включен в уставный фонд новосозданного предприятия, учредителями которого в равных долях выступили Херсонский областной совет и "Титан". Согласно условиям инвестиционного соглашения, инвестор обязывался вложить в возрождение "воздушных ворот" региона не менее 5 млн грн.

Однако киевский партнер не оправдал надежд херсонских властей, в результате чего последние решили выйти из состава учредителей, а целостный имущественный комплекс аэропорта вернуть в областную коммунальную собственность. Но сделать это оказалось весьма непросто. В конечном итоге, конфликт вылился в продолжительные судебные тяжбы, в ходе которых "Титан" добился исключения Херсонского облсовета из состава учредителей, но при этом имущественный комплекс остался в составе предприятия. То есть, фактически Анатолий Левин, известный как "король грузовых авиаперевозок",  стал единоличным хозяином аэропорта.

О возможности развития пассажирского направления пока заявила только немецкая авиакомпания-фантом с неработающим сайтом

Он собирался сделать Херсон столицей сельскохозяйственной авиации. С этой целью Левин даже добился, чтобы предприятию выдали разрешение на прием грузовых самолетов типа Ил-76 грузоподъемностью 190 тонн. Однако весной этого года Высший хозсуд Украины поставил жирную точку в этой судебной эпопее и восстановил Херсонский облсовет в составе учредителей аэропорта. А уже летом власти Херсона приняли решение об отчуждении в 2011 году ряда целостных имущественных комплексов коммунальных предприятий и других объектов, в том числе имущества аэропорта.

Немецкий фантом Впрочем, еще в конце прошлого года, почуяв запах жареного, менеджмент "Титана" все же предпринял попытку найти общий язык с местными властями и предоставил им краткосрочный план развития аэропорта общей стоимостью 1,5-2 млн грн. Но взамен инвестор потребовал четких гарантий продолжения сотрудничества.

Но такое партнерство властям Херсонщины пришлось не по душе, и они решили подыскать другого  инвестора и нашли его в лице немецкой авиакомпании MunichAirlines (Мюнхенские авиалинии). В этом году стороны достигли предварительной договоренности о том, что немецкая компания станет оператором авиасообщения через аэропорт "Херсон". Зарубежный инвестор убежден, что за несколько лет аэропорт можно превратить в доходное предприятие, которое сможет обслуживать международные чартерные и регулярные пассажирские рейсы по наиболее востребованным направлениям.

Впрочем, возможности MunichAirlines выглядят весьма ограничено. О немецком авиаперевозчике вообще ничего не известно, кроме того, что в далеком 2006 году он осуществлял рейсы из Мюнхена на Бермуды. Но потом немецкий регулятор авиаперелетов отозвал лицензию компании в связи с несоблюдением нормативных требований. Сайт компании на сегодняшний день не работает.

Не удивительно, что более перспективным и экономически выгодным власти Херсонщины считают развитие аэропорта как грузового транспортного узла. Впрочем, такая позиция вполне объяснима. Во-первых, как известно, Херсонская область является одним из лидеров по производству сельхозпродукции, а поэтому в регионе всегда остро стоял вопрос открытия новых рынков сбыта и поиска новых транспортных возможностей для поставки продукции. К слову, в последние годы ОГА искала возможность наладить авиапоставки фруктов и овощей за границу, в частности, в Россию, однако из-за споров с "Титаном" реализовать эти планы так и не удалось.

Во-вторых, соседство с морским торговым портом открывает перед аэропортом широкие перспективы в сфере грузоперевозок. "Только как пассажирский аэропорт работать не будет. В таком режиме, он нерентабельный", ‑ озвучил свою позицию херсонский губернатор Николай Костяк.

Поэтому на "Мюнхенских авиалиниях" поиски инвестора не закончились. Так, осенью этого года руководство Херсонской ОГА предварительно обсудило с чешско-украинской компанией "Чешская перспектива" возможность реализации инвестпроекта по возобновлению работы инфраструктуры аэропорта. В частности, в рамках проекта компания планирует инвестировать средства в строительство нового грузового терминала, в реконструкцию взлетно-посадочной полосы, а также закупить новое аэронавигационное оборудование. Стоимость проекта стороны пока не разглашают - она станет известна после завершения формирования пакета инвестиционных предложений.

Выгода чехов очевидна - компания специализируется на предоставлении навигационной и коммуникационной техники, и Херсон может стать для нее рынком сбыта. Взамен они рассчитывает получить от владельцев аэропорта "компенсацию". Как вариант, инвестор рассматривает возможность получение статуса совладельца (долевого участника) ООО "Аэропорт Херсон". "Этот проект как долгосрочная инвестиция нам очень интересен. Но окончательное решение будет принято по итогам ряда консультаций с местными властями и собственниками аэропорта", - объяснили в компании Херсонскому информагентству.

По мнению экспертов, в первую очередь, херсонский аэропорт интересен "Чешской перспективе" в качестве авиабазы, через которую компания смогла бы беспрепятственно поставлять на рынок Украины продукцию родственных ей чешских производителей, причем на льготных условиях. Однако обороты компании не достаточны для того, чтобы серьёзно загрузить Херсонский аэропорт.  

Довідка

Аэропорт располагается вблизи поселка Чернобаевка Белозерского района Херсонской области. Его площадь составляет порядка 300 га.

Предприятие способно принимать воздушные суда класса Ту-154 и более легкие воздушные суда для осуществления грузопассажирских авиаперевозок, а также вертолеты всех типов.

Пропускная способность аэровокзального комплекса - 400 пассажиров в час. Пропускная способность пограничного пункта - одновременное оформление одного пассажирского лайнера емкостью до 100 пассажиров и одного грузового авиасудна вместимостью до 30 тонн.