Договор, вступивший в силу 1 декабря, предусматривает совместную работу компаний на маршрутах Киев–Тель-Авив, Киев–Лондон, Киев–Алма-Ата, Киев–Астана и Киев–Донецк. При этом "Международные авиалинии Украины" остаются оперирующим перевозчиком при полетах в столицу Великобритании, тогда как "АэроСвит" выступит маркетинговым партнером, получив свое количество мест в самолетах МАУ. На казахстанском направлении выполнять рейсы будет "АэроСвит", предоставляя часть своих кресел для пассажиров своего ключевого конкурента.
Кроме того, МАУ подписала аналогичный договор с компанией "Днеправиа", которая, как и "АэроСвит", входит в альянс "Украинская авиационная группа". Поэтому сотрудничество распространится и на ряд внутренних линий: из Киева во Львов, Симферополь, Ивано-Франковск, Днепропетровск и Одессу. При этом перевозчики уверяют: сотрудничество в рамках код-шеринговых соглашений абсолютно не исключает конкуренции, а стоимость билетов будет зависеть исключительно от рыночных условий.
Сводки с фронтов Однако, если взглянуть на историю отношений между компаниями, такое сотрудничество вызывает удивление. Напомним, что осенью 2009 года в состав акционеров "АэроСвита" вошли структуры, аффилированные с финансово-промышленной группой "Приват" бизнесменов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. При этом свою долю продал основатель перевозчика - Арон Майберг, который позже вошел в уставный капитал МАУ через подконтрольные ему фирмы. Кроме того, среди совладельцев "Международных авиалиний" появились структуры, близкие к министру инфраструктуры Борису Колесникову.
Игорь Коломойский, который также претендовал на государственный пакет МАУ, высказал свое недовольство результатами приватизации, заявив, что стоимость проданных акций была явно заниженной. После этого конкуренция между двумя лидерами отечественного авиарынка обострилась. Например, маршрут Киев-Лондон, который перевозчики теперь будут эксплуатировать совместно, стал поводом для громкого судебного разбирательства. Учредительные документы МАУ предусматривали предоставление компании эксклюзивных прав на ряд европейских маршрутов, в числе которых и столица Великобритании. Их срок истекал летом 2011 года. Однако "АэроСвит", получив назначение от Госавиаслужбы, начал осваивать воздушный мост к Туманному Альбиону в марте текущего года.
Cоперничество двух лидеров отрасли ослабило их позиции перед зарубежными конкурентами
МАУ тут же обжаловали законность права "АэроСвита" на выполнение этого рейса в судебном порядке, подав иски против Госавиаслужбы, Фонда госимущества и самого "АэроСвита". При этом компания ссылалась на учредительные документы, которые позволяли ей единолично эксплуатировать направления, а ее конкурент апеллировал к отсутствию в законодательстве норм об эксклюзивных правах на маршрут. Завершением конфликта стало упомянутое код-шеринговое соглашение.
Не менее жаркие бои разворачивались и на других фронтах. Так, в конце марта текущего года авиакомпании МАУ удалось выйти на маршрут Киев-Днепропетровск, где долгое время летала подконтрольная "Привату" "Днеправиа", в состав которой входит городской аэропорт. Кроме того, МАУ удалось получить назначение на еще одно привлекательное направление, и в июле перевозчик начал выполнять полеты между Киевом и Москвой, которые до этого осуществлял "АэроСвит" в партнерстве с "Розой Ветров".
Причины мира Впрочем, о борьбе между компаниями можно говорить бесконечно, однако факт остается фактом: соглашение о сотрудничестве подписано. Чем же вызван такой шаг навстречу друг другу? Перевозчики объясняют свои действия желанием повысить качество сервиса и генерировать транзитные потоки через столичный аэропорт "Борисполь".
"Это такое же код-шеринговое соглашение, как и с другими партнерами МАУ. Договор позволит компаниям увеличить транзитные потоки через международный аэропорт "Борисполь" и улучшить качество продукта для пассажиров", - сообщила Центру транспортных стратегий пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
"Это исключительно коммерческое взаимодействие в рамках стандартных код-шеринговых соглашений, подобных тем, которые "АэроСвит" уже подписал на зимний период навигации, значительно расширив список новых партнеров. В результате код-шеринга компании рассчитывают повысить эффективность совместных рейсов за счет значительного роста пассажирского транзита путем коррекции расписания и создания дополнительных стыковок. На линиях совместной эксплуатации каждый из перевозчиков сможет предложить своим пассажирам более удобный график полетов, больший выбор частот и оптимизированные стыковки в аэропорту "Борисполь", - сказал Центру транспортных стратегий помощник генерального директора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый.
Независимые наблюдатели полагают, что компании объединяют свои усилия для того, чтобы минимизировать потери в период второй волны экономического кризиса. Ведь 2008-2009 годы выдались болезненными для "АэроСвита", у которого без работы простаивали четыре самолета, а часть сотрудников попала под вынужденное сокращение штата. МАУ перенесла тяжелые времена с меньшим ущербом, ограничившись лишь отказом от набора новых работников. Сегодня соперничество двух лидеров отрасли ослабило их позиции перед зарубежными конкурентами. А потому, по мнению экспертов, заклятые друзья решили, что сотрудничество будет для них экономически выгодным. Ведь коммерческое соглашение даст возможность сократить операционные затраты, а этот вопрос сейчас актуален как никогда. Стремительное развитие сети "АэроСвита" требует немалых средств, которые теперь можно высвободить, передав определенное количество частот партнеру. В свою очередь, МАУ удастся таким образом решить проблему дефицита флота.
Вопрос лишь в том, сумеют ли компании успешно координировать свои действия. Ведь это уже не первая попытка объединить усилия. Еще в 2001-2002 годах под руководством министра транспорта Валерия Пустовойтенко обсуждалась идея создания флагманского перевозчика на базе "АэроСвита" и МАУ. Однако эти начинания успеха не имели.
Вторая попытка была предпринята в 2004 году, когда президент МАУ Виталий Потемский возглавил "АэроСвит". Тогда перевозчики планировали наладить коммерческое сотрудничество, однако воплотить идеи в жизнь им не удалось, так как различные бизнес-модели и расписание не позволяли обеспечивать стыковки между рейсами двух компаний.
Третья, сегодняшняя попытка имеет больше шансов на успех, поскольку после приватизации МАУ начала переходить от модели point to point к построению сети. Кроме того, перевозчики скорректировали свое расписание таким образом, чтобы обеспечивать транзит через Киев между Европой и Азией. Например, совместный рейс Алма-Ата-Киев прибывает в столицу Украины в 8:50, а уже в 11:25 пассажиры могут вылететь из "Борисполя" в Лондон.
Авиакомпания "АэроСвит" создана в 1994 году. Ее флот состоит из 18 Boeing 737 и восьми дальнемагистральных Boeing 767. Помимо этого, совместно с другими украинскими партнерами "АэроСвит" на ряде маршрутов использует самолеты Airbus 320, Airbus 321, Embraer 145, Embraer 195.
Авиакомпания МАУ основана в 1992 году. Располагает флотом из 21 самолета: 19 самолетов Boeing 737, 1 самолет Fokker -50 и 1 региональный Ан-148.
По итогам 9 месяцев 2011 года все украинские авиакомпании перевезли 5,8 млн человек, 37,4% из которых приходится на долю "АэроСвита" и 27,6% - на долю МАУ.