Крах крупнейшей украинской авиакомпании "АэроСвит" все еще напоминает о себе. Свернув операционную деятельность, бывший флагман пока не рассчитался со своими бывшими сотрудниками по заработной плате. Кроме того, с некоторыми из них перевозчик продолжал судиться после забастовок летного состава и бортпроводников. Однако 2 октября текущего года Европейский суд по правам человека поставил точку в долгих разбирательствах и признал право работников на протестные акции легальным, а также обязал государство выплатить им компенсацию в размере 20 тыс. евро.

Читайте также Спасти МАУ: антикризисные решения для крупнейшей авиакомпании страны

Эхо "АэроСвита" Напомним вкратце предысторию вопроса. Последние годы работы авиакомпании "АэроСвит" оказались довольно непростыми. Так и не оправившись после кризиса 2008-2009 года и не без помощи своих основных акционеров, перевозчик накапливал задолженность, в том числе и перед своими сотрудниками. Обстановка постепенно накалялась, и в 2011 году персонал организовал несколько акций протеста, в которых принимали участие пилоты и бортпроводники. После продолжительных переговоров администрации удалось найти консенсус с подчиненными, и работа была восстановлена.

Однако за этим последовали весьма неприятные вещи. В частности, милиция в аэропорту Борисполь возбудила уголовное дело по факту организации групповых действий, совершенных летным составом. Силовики возмущались: командиры воздушных судов отказались от выполнения 12 рейсов якобы из-за неуверенности в благополучном их завершении, однако такая причина, по их версии, была надуманной, поскольку в это же время они предъявили руководству компании требования материального характера. В завершение правоохранители напомнили, что закон "О транспорте" запрещает забастовку на предприятиях отрасли во время перевозки пассажиров. Кроме того, было решение Бориспольского суда, которое не давало пилотам разрешения на такую форму протеста.

В конце концов авиакомпания обанкротилась, оставив после себя порядка 150 млн грн задолженности по заработной плате. Возвращать ее, разумеется, никто не планировал. И сотрудники решили отстаивать свои права в Европейском суде по правам человека, который в конечном счете и принял решение в их пользу. Это заметно воодушевило бывших работников "АэроСвита", которые считают данный документ революционным и полагают, что с его помощью отстаивать свои права смогут все транспортники.

"Мы получили революционное решение, которое, во-первых, восстановило справедливость в этом вопросе, а, во-вторых, отныне у транспортников есть право бастовать, даже при условии, что законодательство не приведено к европейским нормам. Люди, которые захотят решить свои социальные вопросы, смогут сделать это сами напрямую с помощью забастовки", - заявил вице-президент Профсоюза ассоциации летного состава гражданской авиации Украины, председатель Профсоюза бортпроводников "АэроСвита" Вениамин Тимошенко.

Будут ли забастовки? По его прогнозам, волна протеста может в скором времени подняться на железной дороге и в авиакомпаниях, поскольку практически все воздушные перевозчики грубо нарушают трудовое законодательство. "Если собственники авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) не начнут нормальный диалог с коллективом, то забастовка не за горами", - подчеркнул Тимошенко.

Он также добавил, что результаты работы профсоюзных организаций в авиакомпаниях уже дают о себе знать. "В частности, у нас есть первичная профсоюзная организация в авиакомпании "ЮТэйр Украина". И где-то месяц назад под нашим давлением перевозчик начал выплачивать заработную плату день в день. Но там имеет место задолженность более года. Аргумент, что теперь существует право на забастовку, будет очень действенным инструментом в переговорах с работодателями с точки зрения соблюдения законодательства", - подытожил Тимошенко.

Данное решение автоматически не меняет законодательства Украины. Однако оно защищает право работника транспортной отрасли, который намерен бастовать

Но смогут ли работники транспортной отрасли, пользуясь решением Европейского суда, отстоять свои права путем забастовок? Ведь против них выступают влиятельные работодатели и неповоротливая, коррумпированная государственная машина. И эти противники найдут поводы уклониться от выполнения решения Европейского суда. Например, одним из них может стать тот факт, что данный документ должен стимулировать Украину изменить свое законодательство. Но, пока этого не сделано, система может пользоваться привычными рычагами воздействия.

"Данное решение автоматически не меняет законодательства Украины. Однако оно защищает право работника транспортной отрасли, который намерен бастовать. Ведь во исполнение этого решения государство должно обеспечить условия для соблюдения этого права, в том числе и скорректировать свою нормативно-правовую базу. Но, пока это не сделано, власть может пойти двумя путями: либо гарантировать протестующему это право, либо же действовать в рамках нынешнего правового поля, то есть запрещать транспортникам забастовки. Но в таком случае люди будут и дальше выигрывать дела в Европейском суде", - сказал Центру транспортных стратегий старший юрист компании "Марченко-Даневич" Андрей Гук.

И, полагают эксперты, скорее всего, Украина традиционно выберет второй вариант. "Как отреагирует государство – покажет время. Есть работодатели, которые будут этому противиться. На транспорте, к примеру, "Укрзализныця" против всего этого, и для них будет принципиальным сделать все возможное, чтобы эти изменения не были внесены", - говорит программный директор Украинского Хельсинского сообщества по правам человека Максим Щербатюк.

Партнер юридической компании Counselors Legal&Financial Advisory Оксана Чугаенко также не исключает противодействия со стороны работодателей. По ее словам, в качестве ширмы они могут использовать статью 18 закона "О транспорте", которая запрещает транспортникам бастовать, если это наносит вред пассажирам. Однако юрист напоминает, что данный нормативный документ уже давно устарел, так как регулирует несуществующие отношения. Ранее они строились на основании так называемых тарифных соглашений. Сегодня же они прописаны в коллективных договорах, которые подпадают под действие совершенно других законов. Кроме того, статья 18 закона "О транспорте" противоречит нормам новой Конституции.

"Пока не произошло переформатирование судов, я могу допустить возможность противодействия забастовкам путем запретов в судах. Но сейчас судам в транспорте будет сложно. Статья 18 реально ни о чем, но ей, как ширмой, пользуются работодатели. Ее нужно убрать. Мы в свое время предлагали исключить ее, но наш законопроект не прошел. Давление со стороны работодателей возможно. Если бы работодатель (авиакомпания – ЦТС) действовал рационально, договорился бы с партнерами о перевозке пассажиров, которые могут пострадать от забастовки (ведь об этом известно заранее), поделился бы прибылью с ними, то его потери были бы меньше. Но работодатель не хочет", - поясняет Чугаенко.

Протест в рамках дозволенного Что же в итоге ожидает транспортников? Если Украина и решится внести соответствующие изменения в свое законодательство, то все равно забастовка будет достаточно жестко регламентироваться. Сегодня подобные ограничения действуют во многих странах мира, так как учитывают специфику работы отрасли. "Даже те акции в европейских авиакомпаниях, о которых мы слышим сегодня, проходят по определенным правилам. Забастовка имеет жесткие временные рамки, так как бессрочный протест грозит отрасли катастрофическими последствиями. Поэтому, если государство и внесет изменения в законодательство относительно забастовок на транспорте, для них все равно будут действовать определенные ограничения", - говорит Андрей Гук.

По его мнению, сотрудникам транспортной отрасли следует самим инициировать соответствующие изменения в законодательство, опираясь на решение Европейского суда, вместо того, чтобы проводить забастовки.